Марксизм
Марксистская философия возникла в средине XIX века и была закономерным результатом общественного развития. Вбирая в себя все положительное содержание предшествующей философской, научной и общественной мысли, представители данной философии критически переосмысливали существующие проблемы своего времени.
Творческий переворот, произведенный в философии марксизмом, раскрыл многие проблемы социальной философии, развивающиеся в сложном, противоречивом современном мире идей: «...переосмысление процесса возникновения марксизма и побуждает к исследованиям этого процесса с новых, современных позиций»[49].
С 50-х гг. XIX века и в течение всего ХХ века марксизм был одной из наиболее влиятельной среди многих направлений философской мысли.
Марксизм - это учение К. Маркса(1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) об общих законах развития природы, общества и мышления, законах развития общественного производства, являясь целостной, развивающейся системой философских, экономических
и социально-политических взглядов, выступает общей методологической основой диалектического и исторического материализма.
Осуществленный Марксом и Энгельсом переворот в истории общественной мысли был связан с изменением взгляда исследователя на сам предмет философии и его роли в общественном развитии:.философы не вырастают как грибы из земли, они - продукт
своего времени, своего народа, самые тонкие, драгоценные и невидимые соки которого концентрируются в философских идеях. Тот же самый дух, который строит железные дороги руками рабочих, строит философские системы в мозгу философов. Философия не витает вне мира, как и мозг не находится вне человека.»[50]
Важнейшей задачей философии марксизма как науки становится утверждение преобразующей деятельности на основе познания наиболее общих законов природы, общества и мышления.
Марксистская философия сформировалась под влиянием прежде всего западноевропейской научно-общественной мысли, содержанием которой была немецкая классическая философия (И.
Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах), особенно выделяется диалектика Гегеля и материализм Фейербаха, английская политическая экономия (А. Смит и Д. Рикардо) и утопический социализм (Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р Оуэн). Критическое отношение к философии этих мыслителей основоположники марксизма выразили в целом ряде некоторых работ, прежде всего таких, как «Критика гегелевской философии права», «Тезисы о Фейербахе», «Капитал» (Маркс), «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (Энгельс), а также в совместных трудах «Святое семейство» и «Немецкая идеология».Творчески переработанная Марксом и Энгельсом идеалистическая диалектика Гегеля, основу которой составляет принцип тождества мышления и бытия, образующего субстанциональную
основу мира, а также созерцательная метафизика Фейербаха послужили источниками диалектического материализма. Создано учение о развитии, в рамках которого лежит признание внутренних противоречий и противоположных тенденций, действующих во всех процессах и явлениях. По этому поводу Ф. Энгельс писал, что Гегель «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития»[51], но гегелевская диалектика оказалась как бы перевернута, «стояла на голове.»[52], освободившись от идеализма, стала плодотворным инструментом в исследованиях природы, общества и мышления. Идеи английских экономистов, создавших трудовую теорию стоимости, послужили основой для создания ими теории исторического материализма.
Диалектический материализм в системе марксизма выступает в философии методологией, основывающейся на идее материальности мира, понимания движения как способа существования материи, а также анализа сознания как свойства высокоорганизованной материи. Диалектика марксизма выражена в философских категориях и законах.
«Главные законы: превращение количества и качества - взаимопроникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, - развитие путем противоречия или отрицание отрицания, - пишет Энгельс, - спиральная форма развития»[53].Всеобщими законами материалистической диалектики являются: закон перехода количества в качество и обратно, характеризующий взаимосвязь двух основных форм развития: эволюционный и революционный; закон единства и борьбы противоположностей, определяющий внутренний источник саморазвития всякого явле
ния; закон отрицания отрицания, характеризующий преемственность в развитии от простого к сложному. Категориями диалектики являются: единичное, особенное и общее; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; сущность и явление. Законы и категории материалистической диалектики обладают статусом всеобщности и раскрывают существенные черты всякого явления, в какой бы области оно ни проявлялось.
Исторический материализм как философская категория представляет систему, базирующуюся на принципах диалектического материализма, то есть идеи материализма распространились на область социальных явлений, что послужило появлению научной социологии. В. И. Ленин по этому поводу писал: «Сознание непоследовательности, незавершенности, односторонности старого материализма привело Маркса к убеждению в необходимости „согласовать науку об обществе с материалистическим основанием и перестроить ее соответственно этому основанию“»[54].
Острая критика противоречий капитализма, выраженная представителями утопического социализма, послужила формированием научной теории социализма: представители марксизма считали, что только пролетариат может построить общество на принципах социального равенства и справедливости.
Большое значение для понимания марксистской философии как методологии также имеет ее социальная направленность. Ф. Энгельс совместно с журналистом М.
Гессом основал журнал «Зеркало общества», целью которого была борьба с социальным злом. «Чтобы изыскать и применить меры для основательного и окончательного устранения разнообразных зол нашей социальной жизни, к тому же еще искусственно скрываемых, прежде всего необходимо изучить это зло»[55].Диалектико-материалистическая философия рассматривала общество как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, то есть общество рассматривалось как закономерный естественно-исторический процесс, который развивается независимо от воли и сознания людей и определяет их волю и сознание.
Смена эпох в истории человечества предстает как закономерный акт смены одной общественно-экономической формы другой на основе изменения способов производства. В основе сменяемости способов производства находятся противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую и коммунистическую, состоящую из двух фаз - социализма и коммунизма.
Общественно-экономическая формация - это общество на определенном этапе исторического развития. Маркс и Энгельс, исследуя процесс становления основных общественно-экономических формаций, отмечали, что люди не свободны в выборе той или иной общественной формы: «.общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития, сознают ли они это или нет. Их материальные отношения образуют основу всех их отношений. Эти материальные отношения суть лишь необходимые формы, в которых осуществляется их материальная и индивидуальная деятельность»56. В этом многообразии форм жизнедеятельности людей основными формами выступают материальное производство, экономические, социальные отношения и духовная жизнь. Ф. Энгельс писал, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, ре-
лигией и т.
д.»[57]. По утверждению К. Маркса, «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет их сознание»[58].Таким образом, сознание, согласно марксистской теории, никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, оно есть отражение объективной реальности, движущейся материи. Идеальное, согласно теории Маркса, есть не что иное, как материальное, помещенное в человеческую голову и преобразованное в ней, то есть сознание есть субъективный образ объективного мира, стало быть, сознание идеально только как образ действительного мира.
Проблема идеального сознания часто является предметом постоянного диалога, спора между материалистами и идеалистами на протяжении всей истории философии. «Там, где прекращается спекулятивное мышление, - писали Маркс и Энгельс, - перед лицом действительной жизни, - там как раз и начинается действительная положительная наука, изображение практической деятельности, практического процесса развития людей. Прекращаются фразы о сознании, их место должно занять действительное знание. Изображение действительности лишает самостоятельную философию ее жизненной среды»[59].
Характер философского мышления тесно связан с основным вопросом философии; в работе «Людвиг Фейербах и конец классической философии» Энгельс писал, что: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию»[60], от решения которого зависело общее понимание бытия. «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как они отвечали на данный вопрос. Те, ко-
торые утверждали, - писал Энгельс, - что дух существовал прежде природы. в конечном счете. составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма»61. В целом марксизм решал основной вопрос диалектико-материалистическим способом, признавая первичной материю и вторичным сознание, которому приписывалась активная роль.
Познаваемый мир, объективные явления и процессы материального мира на этой основе в целом правильно отражаются в сознании человека. Получаемые таким образом знания, считали представители марксизма, способствуют преобразованию среды обитания со своими потребностями и интересами.Сущность основного вопроса философии заключался в анализе предельно общих субстанций - материальной и духовной, и в зависимости от того, какая из этих категорий признавалась первичной, решался вопрос о природе, сущности происходящих явлений и текущих социальных проблем.
Общественное бытие - это объективно реальный процесс жизни общества, не зависящий от воли и желания людей. Он включает в себя материальное производство и совокупность экономических и социальных отношений. Общественное сознание - это субъективно реальный процесс жизни общества, область духовно преобразующей деятельности людей, в определенной степени зависящей от их воли и желания. Общественное сознание, несмотря на его важную роль, тем не менее является вторичным, производным от общественного бытия. Признание первичности общественного бытия составляет основу материалистического понимания истории.
На основе осознания своих потребностей человек ставит цель в своей деятельности, то есть целеполагание является характер чертой человека, что в корне отличает его от других живых существ. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пче
ла постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей - архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т е. идеально»62.
Исследуя соотношение законов развития природы и общества, раскрывая их особенность, Маркс утверждал, что законы общества проявляются не как действия стихийных сил, а как исключительно сознательное действие людей. Следовательно, соотношение объективного характера общественных законов и сознательной деятельности людей в марксистской философии понимается как объективность общественных законов, состоящих в том, что эти законы не создаются и не могут быть отменены людьми; они действуют независимо от того, желательны они людям или нет, познали их люди или нет. Деятельность людей, преследующих свои интересы, может быть успешной, лишь если она сопоставлена с ними (общественной закономерностью).
В общественной жизни действие законов проявляется в виде тенденций, то есть законы определяют основное направление развития общества и не охватывают множество случайностей, но именно через множество этих случайностей необходимость проявляется как закон.
Историческая необходимость проявляется через поступки людей и является результатом их общественной практики. Практика первична по отношению ко всему духовному миру, из нее, считают представители марксизма, объясняются все сложные процессы и явления. Принцип практики становится фундаментальным в философской системе марксизма, в которой она (практика) выступает критерием истинности. Маркс писал, что «вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе
не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос»[63]. Истина - это адекватное отражение объекта познающим человеком, воспроизведение объекта таким, каким он существует независимо от его сознания. Свобода отдельного человека, осуществляющего волю и сознание, состоит в том, что человек реализует свою деятельность на основе познанных им законов объективной реальности.
Проблема человека в философии марксизма является многогранной и комплексной. С онтологической точки зрения человек есть биосоциальное существо, обладающее одновременно биологической и социальной природой. С логической точки зрения человек есть философская категория, выработанная для обозначения реально существующего человека как феномена. С гносеологической точки зрения человек есть родовое понятие, в котором отображается вся совокупность общих признаков, присущих человеческому роду. К. Маркс, раскрывая социальную природу человека, писал, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений»[64], то есть совокупностью общественных отношений определяется не человек вообще, а его сущность. Как общее не существует вне отдельного, так и человеческий род не существует вне отдельных индивидов.
Мир перестает быть простой совокупностью внешних вещей, становится человеческим миром, в котором индивид обретает социальную природу. Основа развития человека заключается в общественной производственной деятельности и всегда предполагает взаимодействие с другими людьми. Отдельные люди являются од
новременно и продуктом истории, и ее творцами. «История, - писал Энгельс, - не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»[65].
Человек, существо синтетическое, производное в результате действия первичной природы и вторичной, является относительно самостоятельной частью природы. По этому поводу К. Маркс писал: «Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы»[66].
Энгельс, находясь под влиянием исследовательских обоснований Ч. Дарвина о происхождении человека от человекообразных обезьян, живших в третичный период, который, придав биологическим факторам в преобразовании человека решающую роль, но не предоставив убедительных аргументов о причинах появления человека, на что обращает внимание Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», аргументировал, что в формировании человека и появлении сознания основную роль выполняют не биологические, а социальные факторы - это трудовая деятельность и язык общения.
Человек и его сознание возникли в результате перехода живых существ от животного, стадного состояния к общественной трудовой деятельности. Между человеком и природой становится производство.
Создаваемые человеком орудия труда, в свою очередь, позволяют изменить среду обитания, а изменившаяся среда изменит самого человека. Маркс писал: «Выступает их собственно постоянный процесс движения, в котором они обновляют самих себя в той же мере, в какой они обновляют тот мир богатства, который они создают»[67].
Трудовая деятельность, по утверждению авторов марксизма, является главным фактором происхождения человека и его сознания. Содержание человеческого сознания складывается на основе взаимодействия человека с материальным миром. Ни один образ не мог бы появиться, если бы он не был продуктом такого взаимодействия. Отображение действительности в сознании является сложным процессом, в ходе которого информация оценивается на основе потребностей человека. Историко-материалистическая теория исходит из того, что: «Сознание. с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди»[68].
Представители данной философии в целом творчески решали проблемы: закономерности развития природы, общества, мышления и познания, материалистического понимания истории; проблемы антропосоциогенеза; причины социального неравенства и специфики общественного сознания.
Философия марксизма вобрала в себя более чем двухтысячелетний опыт историко-философского развития и теоретического мышления, позволивший подлинно мыслящему разуму осознать незавершенность, критичность и самокритичность философского знания, отличающегося от всех предшествующих философских систем. Наше учение, говорил Энгельс, не догма, а руководство к действию[69].
Данная философия получила дальнейшее развитие в западных направлениях неомарксизма и постмарксизма, а также в советский период, получив наименование «марксистско-ленинская философия», «представлявшая собой комплексную и постоянно развивающуюся систему знаний, которые группируются в виде
органически связанных между собой и в то же время относительно самостоятельных философских наук»[70].
Изучение теоретического наследия классиков марксизма является необходимым условием развития духовной культуры человека. Знание всеобщих законов развития мира, законов диалектики является необходимым условием правильного ориентирования в бесконечно сложном многообразии бытия и мышления. «.Марксизм пережил себя как идеология, - пишет Ойзерман, - и превратился в одну из выдающихся социальных теорий, существующих наряду с другими, также выдающимися социальными учениями, которые, взаимодействуя друг с другом, все более адекватно постигают современную эпоху»[71]. Рассуждать, действовать в новых условиях означает мыслить и поступать диалектически и с чувством ответственности.
6.2.