<<
>>

Современный позитивизм

Особенностью постклассической философии XX - начала XXI века является ее авторский, индивидуальный характер, свя­занный с особенностями культуры стран Западной Европы, где традиционно личностным качествам отдельного человека уделя­лось большое внимание.

Индивидуализм западной культуры объяснялся тем, что ми­ровоззрение человека является его личным делом, заботой узкого круга семьи и близких ему людей, формирующих определенный тип личности, отвечающий только за себя и за свои убеждения.

В целом философия этого времени явилась логическим про­должением философии XIX века, и прежде всего ее завершаю­щегося этапа - немецкой классической философии, которая была

связана с социально-экономическими, культурными и научными достижениями своего времени, предопределившего многообразие философских школ и направлений современной науки и культуры.

Представителями современного позитивизма (неопозитивизма) являются теоретики, входившие в так называемый Венский кру­жок, возникший в Венском университете. Это физик М. Шлик, не­мецкий философ Р. Карнап, английский философ К. Поппер. В цен­тре внимания представителей позитивизма присутствовал вопрос о взаимовлиянии философии и науки.

Неопозитивизм по содержанию неоднороден, в его состав вхо­дят: логический позитивизм, сложившийся в 30-е годы XX века; философия науки; лингвистическая философия и аналитическая философия, а в конце XX века - постпозитивизм.

Неопозитивисты, представители логического направления, счи­тали, что существуют только два вида научного знания: 1) эмпи­рические науки; 2) логика и математика. То есть, в представлении позитивистов, философии в науке места нет. Современный пози­тивизм утверждает, что философия - это деятельность в опреде­лениях языка науки, тем самым в основу исследований ставится анализ языка науки. Основная проблема логического позитивиз­ма - это анализ логической структуры научных теорий, значений научных высказываний.

Для определения значения научных пред­ложений современные позитивисты сформулировали принцип ве­рификации (от лат. verus- истинный и facio- дела) - подтвержде­ние. Данный принцип применим к высказываниям эмпирического характера, то есть проверяемым наблюдением, опытом.

Неопозитивизм - современный этап позитивистской филосо­фии, вытекающий из первой половины XIX века. Данное фило­софское направление получило наименование от латинского слова positives- положительный. Традиционно этим словом обознача­лось естественно-научное знание о природе. Основное положение позитивизма определялось тем, что подлинное знание может быть получено только в рамках конкретных наук. Философия не имеет такого применения, не может претендовать на роль самостоятель­

ной науки и не имеет права на существование. В центре внимания представителей позитивизма присутствовал вопрос о взаимоотно­шении философии и науки.

Для понимания основ позитивистской философии необхо­димо обратиться к внутренним процессам развития позитивиз­ма, уяснить причины, породившие данное философское явление, уходившее в XVII век, когда развитие науки ставило перед фило­софией вопросы, на которые философия, будучи схоластической, ответ не давала. Первым, кто обратил внимание на существовав­шую проблему, был Ф. Бэкон, который предпринял попытку при­менить научный метод к разрешению возникающих проблем[72]. Передавая философская мысль в лице Декарта, Спинозы, Юма, Канта, Гегеля и других философов все же не позволила создать такую философскую систему, которая соответствовала бы совре­менной науке того времени.

В 30-40-е гг. XIX века возникает философская школа, заявив­шая о создании «научной философии» и о разрыве с прежней фило­софской метафизической традицией. Этой школой стал позитивизм.

Основателем позитивистского учения выступил Огюст Конт, который считал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя, но так как син­тез научного знания не исключается, то за такими знаниями мож­но сохранить старое название - «философия», которая сводилась к общим выводам из естественных наук.

В конце XIX века позитивизм в своей первой исторической форме переживал кризис, вызванный новыми открытиями в физи­ке, биологии и психологии, которые могли быть осмыслены с пози­ций только материалистической диалектики. Философия обращает­ся к изучению эмпирических и логических основ науки, возникает вторая историческая форма позитивизма - махизм и эмпирио­критицизм (Э. Мах, Р. Авенариус и др.). Позитивизмом на стадии

махизма решались проблемы природы познания, опыта, субъек­та и объекта, взаимоотношений физического и психического и др. Задача философии заключалась в создании теории научного по­знания. Таким образом, если представители первой исторической формы внесли вклад в познание в виде обобщения результатов на­учного исследования, то махисты, вторая историческая форма, от­личались пониманием характера конкретных проблем с позиции философии и определением самого предмета философии.

На рубеже XIX-XX веков представители позитивизма видели основное назначение философии как теории познания. Третья исто­рическая форма позитивизма - неопозитивизм начался с 20-х гг. XX века и получил название аналитической философии или ло­гического эмпиризма; его представителями явились Р. Карнап, считавший, что предметом философии как науки является анализ структуры естественно-научного знания, целью - уточнение основ­ных понятий науки с помощью аппарата математической логики; М. Шлик, представитель раннего этапа логического позитивизма, одним из первых сформулировавший принцип верификации. В ос­нове его теории находятся чувственные переживания познающей личности, то есть здесь речь идет о передаче только структурных отношений чувственного опыта. Интересы представителей логи­ческого эмпиризма лежат в основе решения проблемы значения, то есть эмпирической осмысленности научных утверждений. Они считают, что философия вообще не имеет своего предмета, так как не является содержательной наукой о какой-то реальности, а сво­дится лишь к анализу искусственных языков. Поскольку язык - главное средство, через которое человек достоверно воспринима­ет мир, то, во-первых, это действие по исключению из науки всего, что не имеет смысла в суждении, возникающего в результате не­правильного употребления языка как средства общения; во-вторых, построение идеальных логических моделей смыслового суждения, идеальным средством которого является аппарат математической логики; в третьих, поскольку все знания выражаются с помощью языка, в виде высказываний, то главной задачей философии явля­

ется разработка принципов проверки этих высказываний на соот­ветствие их опыту человека - принципы верификации.

Современный логический позитивизм исследует роль знако­во-символических средств научного познания, соотношение тео­ретического уровня научного знания и его эмпирического базиса, природу и функции формализованного научного знания. Следуя сложившейся традиции, неопозитивисты утверждают необходи­мость обращения философии к такому научному знанию, которое рассматривает философию как учение о языке.

Построение «новой философии» явилось естественным про­должением поиска места философии в системе наук.

В конце XX века постпозитивизм, представителями которого являются К. Поппер и Т. Кун, отходят от проблем логического пози­тивизма и сосредотачиваются на исследовании развития научного знания. Вопросами их теории являлись: как возникает новая тео­рия; как теория добивается признания; каковы критерии сравнения научных теорий; возможно ли понимание между философами аль­тернативных теорий? С точки зрения К. Поппера, всякое научное познание начинается с выявления проблемы, а не с наблюдения[73].

Т. Кун в работе «Структура научных революций» (1962) сфор­мулировал определенный взгляд на науку как стиль мышления, на­звав его парадигмой, которая имеет исторический характер, то есть особенности развития науки зависят от господствующего способа деятельности научного сообщества в определенный исторический период. Смена парадигм происходит в ходе научных революций, периодически, скачкообразно в определенном стиле мышления[74].

Таким образом, достоинство неопозитивизма в том, что он выявил ряд важнейших проблем, связанных с получением истин­ного знания, но философский анализ, с точки зрения представи­

телей современного позитивизма, не распространяется на объек­тивную реальность, а ограничивается лишь непосредственным опытом, логическим языком.

Основной принцип неопозитивизма - принцип верификации - сопоставление положений науки с фактами опыта. Положение пред­ставляет интерес для науки в том случае, когда его можно подверг­нуть проверке фактами. Существовавшие проблемы в прежней философии должны быть устранены, так как они не подлежат ве­рификации и являются проблемами, не имеющими научного раз­решения. Следующая идея неопозитивизма - освобождение фи­лософии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

6.3.

<< | >>
Источник: Философия: учеб. пособие / Л. В. Балтовский, Е. П. Гурьев, С. Ю. Каргапольцев [и др.]. - СПб.: СПбГАСУ,2019. - 211 с.. 2019

Еще по теме Современный позитивизм: