Экзистенциализм
Экзистенциализм (лат. exsistentia- существование) - философия существования, получившая распространение в Западной Европе в период между Первой и Второй мировыми войнами. Она возникает как ответная реакция на специфику человеческого существования в критических жизненных ситуациях.
Источником философии существования является творчество русского писателя Ф. М. Достоевского. В дальнейшем влияние на философию существования оказали: датский теолог С. Кьеркегор, немецкий философ Ф. Ницше, французский философ А. Бергсон и др., исследующие жизнь конкретного человека в абсолютной идее, логически развертывающейся личности в истории.
В центре внимания данного типа философствования присутствуют индивидуальные смысловые вопросы сюжетного характера в жанре художественной литературы, ставшие доступными и для постановок в драматургии[75].
Философия экзистенциализма становится популярной прежде всего потому, что представители сосредотачивали внимание
на общих проблемах человеческого бытия, и не просто человека вообще, а каждой личности, попавшей в водоворот событий не по своей воле.
Основными темами исследований экзистенциалистов являются: человеческое существование, судьба личности в мире, проблема веры и неверия, поиск смысла жизни человека.
Сёрен Кьеркегор(1813-1855) - датский философ и писатель[76], автор трудов «Или - или», «Страх и трепет», «Философские крохи, или Крупицы мудрости» и др. Публиковался под различными псевдонимами. В частности, книга «Или - или» была издана под псевдонимом Виктора Эремита, что в переводе означает «отшельник-победитель». Здесь описывалось существование вымышленных лиц, неудовлетворенных своим положением в обществе. Философия С. Кьеркегора не была популярной при жизни автора, и только в 20-е гг. XX века его учение становится образцом иррационализма.
Основным в творчестве Кьеркегора является учение о трех стадиях человеческого существования: эстетической, этической и религиозной.
На эстетической стадии - наслаждения - человек живет, руководствуясь чувствами. Главное на этом этапе - удовольствие, конечное проявление - это жизнь «социального дна». На этой стадии индивид может провести всю жизнь. Существуя, он сталкивается с отчаянием бессмысленности такой жизни. Переживания выводят его на этическую стадию, когда поступками руководят разум и чувство долга; на этической стадии, стадии долга, эстетическое не исчезает бесследно, а порождает колебание в чувствах между эстетическим и этическим, между наслаждением и долгом. В итоге индивид может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, испытывая вновь чувство отчаяния, тогда дискретно может произойти прорыв на духовную,религиозную стадию существования, где человеком руководит вера, не подвластная ни чувственности, ни разуму[77].
Познавательным источником экзистенциализма Кьеркегора являются проблемы бытия, существования человека, соотношение рациональных и иррациональных форм самопознания.
Основная категория философии экзистенциализма - это философское выражение глубоких человеческих потрясений. Интеллигенция оказалась первой, испытав на себе нестабильность общественной жизни начала XX века, что послужило толчком к творческому осмыслению философами возникших проблем кризисных ситуаций, в которых оказался человек, претерпевающий жестокие испытания.
Философия М. Хайдеггера(1889-1975) посвящена вопросу о смысле человеческого бытия. Одинокий, покинутый, «заброшенный в мир» человек всегда сознает конечность своего существования, и в этом он обретает свободу. Хайдеггер считал, что смысл существованию придает именно «временность», которая присуща только человеку. Одиночество, заброшенность человека не являются следствием объективных причин. Каждый индивид должен сам разорвать ограничения, сковывающие его сердце и дух. Человек является для себя единственным, незаменимым проводником из плена отчуждения к подлинному существованию.
И это еще одно из выражений уникальности человека. Согласно философии Хайдеггера, важны четыре положения. Первое - личность «заброшена» в мир не по своей воле; второе - мир не имеет никакого смысла, кроме придаваемого ему человеком; третье - коллектив подавляет индивидуальность, но люди нуждаются в определенных пределах друг в друге; четвертое - личностное бытие выступает как бытие, обращенное к смерти[78].
Человек становится свободным от другого выбора перед лицом собственной смерти. Осознав смерть, он всегда «впереди себя». Уход из жизни - это жизнь конечного существа. Так учение о бытии приводит Хайдеггера к теории познания истины, а через нее - к трактовке свободы человека как фундаментального признака его существования.
В экзистенциализме трансцендентному, то есть выходу за свои границы познания, отводится особое место. В зависимости от понимания трансцендентного и самого действия различались формы философствования. С точки зрения Сартра и Камю, трансцендентное есть «ничто», которое выступает как глубочайшая тайна существования. Французская писательница Симона де Бовуар, ближайший единомышленник Ж.-П. Сартра, в романе «Все люди смертны» излагает историю одного мастера, открывшего эликсир бессмертия. Испытыв на себе открытое им вещество, он становится бессмертным, но других и близких ему людей бессмертными сделать не может. Прошли века, и, ощутив себя чужим, осознав свое одиночество, он молит Бога о смерти и с ужасом думает, что останется на земле один. Вопросы жизни и смерти становятся важными в размышлениях философов. К. Ясперс и Г. Марсель признают реальность трансцендентного, связывая с ним жизнь и судьбу человека. Исходным идеалом К. Ясперса был бюргерский гуманизм, интеллектуальная философия честности Канта и культурная широта Гёте. В целом К. Ясперс свою деятельность исследователя определял не как философию, а как философствование, указывая на незавершенность познавательного процесса, в котором вопросов больше, нежели на них ответов[79].
Человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти, следовательно, он не должен уходить от мысли о своей смертности, а потому обязан высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот
аспект в учении экзистенциалистов о «пограничных ситуациях» - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человек, представлен в атеистической разновидности экзистенциализма и в религиозной разновидности данной философии.
Проблема свободы у экзистенциалистов заключается в стремлении подчеркнуть, что деятельность людей направляется главным образом не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в тех или иных обстоятельствах мысленно поступает индивидуально. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности. В каждый конкретно-исторический момент существует выбор возможностей.
Со свободой теснейшим образом связана и ответственность человека. Если человек не свободен, то он, с точки зрения экзистенциалистов, не отвечает за свои действия, человек действует свободно при наличии свободной воли, выбора и средств их осуществления, а это означает, что он в ответе и за свои поступки.
Свобода, согласно философии существования, - это гуманизм. Для Марселя и Ясперса это означает, что свободу можно обрести лишь в Боге. Ж.-П. Сартр считал, что быть свободным - значит быть самим собой[80].
Недостаток экзистенциалистского подхода состоит в том, что отсутствует связь между субъективной целью и субъективной позицией человека с внешними историческими детерминантами, с теми фактами, которые человек принимает готовыми, созданными предшествующими поколениями. Он включен в сложившийся определенный уровень материальной и духовной культуры, систему ценностных отношений. Такое экзистенциональное состояние является реальным бытием человека. Оно представляет собой процесс осознания человеком себя как страдающего существа, как действующего субъекта, освобождающего себя от непод
линного - привычного, повседневного - существования. Человек живет с постоянным ощущением смерти, и только в подобном пессимистическом существовании он может проявить свою сущность, стать свободным, осуществиться как творческая личность.
6.4.