<<
>>

III. Экзистенциализм.


Экзистенциализм - философское течение, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование.
Его цели, средства и мотивы принципиально не согласуются с традициями академической философии.
Экзистенциальная интерпретация важнейших философских проблем базируется на предельно специфической предпосылке. Эта предпосылка состоит в допущении особого - экзистенциального - способа мышления. Его содержание - это внерациональная логика антиспекулятивных понятий из области аксиологии, морали, эстетики и т.п. Его метод является субъективным, поскольку экзистенциальное мышление следует релятивным установкам индивидуального, как правило, сознания.
Экзистенциализм имеет своих предшественников в лице Блеза Паскаля (1623-1662) и Сёрена Киркегора (1813-1855). К ним иногда относят М.Унамуно (1864-1936), Федора Достоевского (1821-1881), Фридриха Ницше (1844-1900).
Развитие экзистенциализма связано с именами Льва Шестова и Николая Бердяева в России, Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса в Германии, Жана-Поля Сартра и Альбера Камю во Франции.
В философском отношении на экзистенциализм оказали преобладающее влияние философия жизни, феноменология, иррационализм в целом, как глубокая традиция духовной культуры. Условно различаются религиозная и атеистическая разновидности экзистенциализма.
Для философского стиля мышления экзистенциализма, часто использующего для своего выражения язык искусства, характерно стремление "понять" бытие как нечто непосредственное и преодолеть рационалистическую ограниченность интеллектуализма.
Известным немецким экзистенциалистом является Карл Ясперс (1883-1969), который утверждает, что единичный человек стихийно вовлечен в историю, "заброшен" в нее, окружающий его мир загадочен и непознаваем. Символы мира рационально не могут быть познаны и человеку остается обратиться к вере: либо общедоступной - религиозной, либо к элитной - философской, согласно которой человек пребывает в страхе и ищет защиты в анонимном, безличном обществе. Жизнь по Ясперсу, - это неподлинное существование человека. Поэтому в противовес ему философ считает возможным раскрытие экзистенции изнутри, в душевно-эмоциональном мире, в неформальных отношениях любви и дружбы. Часто это раскрытие происходит в пограничных ситуациях, когда в период глубочайших личностных потрясений человеку открывается смысл бытия. В этот период осуществляется "подлинная коммуникация", разрушается отчуждение. Правда, и здесь Ясперс наталкивается на противоречие, так как, если главной ценностью в человеке является его неповторимая индивидуальность, то коммуникация, даже и подлинная, оказывается для нее опасной, наносит вред по известной поговорке: "С кем поведешься - от того и наберешься".
Французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр (1905-1980) представляет его атеистическое направление. В своей работе "Экзистенциализм - это гуманизм" он прямо пишет, что экзистенциализм "есть лишь попытка извлечь все выводы из последовательной атеистической позиции".
Мир, по Сартру, - это "универсальное не то", полное отсутствие чего-либо, соответствующего человеческим ожиданиям. Мир - "в себе бытие" и противостоит человеку как "для себя бытия". Неустранимый антагонизм между ними порождает метафизическую тоску, как самое глубокое переживание человеком своего положения в мире. Но "именно в тоске человек осознает свою свободу... в качестве сознания бытия", - пишет Сартр в главной своей книге "Бытие и ничто". Человек привносит в мир свою свободу, свободно организует свой собственный значимый мир. Он должен быть свободным, чтобы действовать, иначе им будут манипулировать. Человек поэтому ответственен за все происходящее в мире. "Или человек свободен - или его нет вообще" - утверждает Сартр. А для этого человек должен действовать. В этом Сартр видел гуманизм экзистенциализма. Он пишет: "Под гуманизмом можно понимать теорию, которая рассматривает человека, как цель и высшую ценность. Но экзистенциализм никогда не рассматривает человека как цель, так как человек всегда незавершен, он совершенствуется постоянно. Экзистенциализм понимает гуманизм в другом смысле. Человек не замкнут в себе, он всегда присутствует в человеческом мире. И нет у человека иного законодателя, кроме него самого, и человек делает себя человеком не путем погружения в себя, а в поиске цели вовне, деятельности, - это и есть то, что экзистенциализм называет гуманизмом".
<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме III. Экзистенциализм.:

  1.   Примечания к Главе III:  
  2. ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ 
  3. ПРИЛОЖЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ САРТРА И ЛИТЕРАТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАК ФОРМА АНТРОПОЛОГИИ
  4. Вера и культура.
  5. III. Экзистенциализм.
  6. Античная философия
  7. Тема 2.  Проблемы  истории  философии (5 часов)
  8. § 8. Экзистенциализм К. Ясперса: Проблема трансцендентного
  9. III
  10. Глава VIII Неоидеализм
  11. 2. Основные современные модели философского мышления
  12. Глава III Сознание
  13. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  14. 4. Представления о совершенном человеке в различных культурах
  15. Тема 2. Исторические типы философии
  16. §3. Хайдеггер и латиноамериканская философия. Восприятия философии Хайдеггера в Латинской Америке
  17. ГЛОССАРИЙ
  18. Указатель имен
  19. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ САРТРА И ЛИТЕРАТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ' КАК ФОРМА АНТРОПОЛОГИИ