Экзистенциализм
В XX в. на смену универсальным системам приходят философия науки как методология познания, прагматизм как философия дей&ствия и герменевтика как истолкование текстов и т.п.
Одно из основных отличий философии XX в. в том, что она больше занята человеком как конкретной индивидуальностью.В поисках реальной связи субъекта и объекта Гегель пришел к Абсолюту, низведя личность до уровня его орудия. Серен Кьерке- гор, идя от Канта и осознав выводы, которые следуют из системы Гегеля, в противоположность последнему, представил личность как «вещь в себе» и тем утвердил ее ценность и абсолютное значе&ние, умерив ее познавательные амбиции. Гегель претендовал на абсолютную истину, но потерял конкретного человека. Кьеркегор отказался от абсолютной истины во имя индивида и стал предте&чей экзистенциализма — нового направления, которое появилось в западной философии в начале XX в. (от слова «экзистенция» — существование).
Знаменитый афоризм Декарта «Мыслю, следовательно, суще&ствую», которым он хотел подчеркнуть важность разума, экзи&стенциалисты перевернули, поставив на первое место существо&вание: «Существую, следовательно, мыслю». Даже не зная, что значит быть, человек может сказать «Я есмь». Здесь-то, по Мар&тину Хайдеггеру (1889— 1976), и открывается доступ к бытию как таковому: к нему можно проникнуть через наше «существова&ние».
Основные черты экзистенциализма — обращенность к отдель&ной личности, восстановление и возвеличивание роли индивиду&альности в общественном развитии. Главное внимание экзистен- циалисты уделили наиболее важным, с их точки зрения, состоя&ниям и чувствам человека, таким, как тревога, страх, совесть, забота, отчаяние, любовь и т.п.