<<
>>

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ Об истории возникновения и становления


Экзистенциализм (позднелат. - ex(s)istentia - существование), или философия существования, - крупнейшее направление философии XX в., формировавшееся как реакция на рационализм предшествующей философии, усилие преодолеть ее гносеологизм.
Его основная цель - разработать нередукционистскую философию человека, которая учитывала бы фундаментальную специфичность человеческого бытия в мире и рассматривала бы человека - единичного, конкретного существующего в его реальной ситуации в мире, "среди вещей и Других" - под знаком его онтологической самосущественности, незаместимости и конститутивности. (Поэтому нередко экзистенциализм называют "философией человека" , направленной против "философий разума и идей").
Экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после Первой мировой войны в Германии (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Мартин Бубер) и в период Второй мировой войны во Франции (Габриэль
Марсель, Жан-Поль Сартр, Морис Мерло-Понти, Альбер Камю, Симона де Бовуар и др.). В середине века экзистенциализм широко распространился и в других странах, в том числе и в США. Представители экзистенциализма в Италии - Никола Аббаньяно, Энцо Пани; в Испании к нему близок Хосе Ортега-и-Гассет.
Получив наибольшее признание и популярность в середине XX века, экзистенциализм стал одним из наиболее влиятельных и продуктивных культурогенных факторов эпохи, он определял интеллектуально-духовные поиски широких слоев интеллигенции, оказал сильное влияние на литературу, литературоведение, искусство и др. Немало его представителей, плодотворно работая также и в области литературы, получили широкую известность и безусловное признание и как романисты, драматурги, литературоведы и др.
Среди своих предшественников экзистенциалисты указывают Блеза Паскаля, Серена Кьеркегора, Мигеля де Унамуно, Федора Достоевского, Фридриха Ницше. В целом на экзистенциализм оказали сильное влияние философия жизни и феноменология Гуссерля.
: Общие типологические характеристики исследовательских интенций и программ
К экзистенциализму причисляют концепции, в разной степени близкие и родственные, в том числе и расходящиеся, оспаривающие друг друга по ряду принципиально важных, иногда даже исходных, позиций, таких, к примеру, как трансцендентное, Бог и проблема свободы и автономии человека (религиозный и атеистический варианты экзистенциализма); бытие, человек и его отношения с бытием (Хайдеггер и Сартр); сознание и конституиро- вание значений опыта (Сартр и Мерло-Понти) и др. Тем не менее, для отнесения множества этих неоднородных концепций к единому направлению имеются определенные основания: на уровне их проблемного поля, характера исследовательских интенций и программ, способа (метода) их реализации, а также исследовательского почерка и стилистики. И объединяют их, прежде всего, акцентирование вопроса о специфичности "человеческой реальности" как экзистенции; понимание онтологического характера ее "присутствия" в мире; философские способы обнаружения, понимания и истолкования этого присутствия.
Экзистенциалисты единодушны в своем критическом отношении к предшествующей рационалистической философии. Они упрекают классический рационализм в отрыве от живого конкретного опыта человеческого существования в мире, в сосредоточении внимания исключительно на "эпистемологическом субъекте как органе объективного познания" (Марсель) и придании абсолютного приоритета "чистому субъекту”, субъекту cogito. Отдавая абсолютный приоритет экзистенции, феноменологически и экзистенциально ориентированные мыслители выдвигают и разрабатывают программу дескрипции онтологически первичного, фактически осуществляющегося кон- ституирования экзистенциального пространства, изначально задающего и определяющего горизонт и возможности понимания и познания человеком мира, других и себя самого.

С этой целью они разрабатывают философскую технику выявления и описания онтологических структур экзистенции, укорененных в мире и несущих на себе работу экзистенциального обеспечения ситуации, мира, бытия, понимания, мышления, познания и др.
Это - структуры, содержания, механизмы и режимы работы индивидуального сознания (субъективности), непосредственно вплетенного в многообразные формы человеческого самоосуще- ствления в мире, или структуры экзистенции, проартикулировавшие себя в человеческих состояниях, переживаниях, действиях и кристаллизовавшие себя в мире.
В предложенном экзистенциализмом способе проблематизации человеческого опыта и его феноменологическом "формате" исследование конкретного человека противопоставляется "абстрактному субъекту" и "возможному" сознанию классического рационализма. Соответственно, рационалистическую концепцию "чистого" сознания с ее "чистыми сущностями" и "интеллектуалистскими синтезами" опыта (Мерло-Понти) сменили проекты выявления и дескрипции онтологически "первичных синтезов" опыта.
В рамках этих проектов исследуется конститутивная деятельность субъективности, осуществляемая (до всякого объективного познания) на дорефлексивном, допредикативном уровне, в "наивном" контакте человека с миром, в непосредственном переживании им своей "заброшенности" в мир, в непосредственном понимании своей ситуации и себя как "бытия-в-мире". Согласно экзистенциализму, вся последующая рефлексивная деятельность человека производна, вторична, она укоренена в его иррефлексивном опыте - конечном, конкретном, осуществляющемся "здесь и сейчас". Поскольку бытие так или иначе обнаруживает себя в нашем опыте, должен быть феномен бытия, или явление бытия, описываемое как таковое, - считает Сартр - "Приступ тошноты, скуки и так далее разоблачит нам это бытие в его непосредственности, и онтология будет описанием феномена бытия таким, каким оно себя обнаруживает, то есть непосредственно является" ("Бытие и ничто", 1943).
Субъект-объектному отношению и опосредованию как принципу мышления рационализма экзистенциалистский анализ опыта экзистенции противопоставляет, таким образом, идею целостности, неразложимости и онтологической конститутивное™ непосредственного переживания (понимания) человеком себя и своей ситуации в мире. И это переживание (понимание), будучи исходной единицей экзистенциально-феноменологического описания бытийных отношений человека с миром, полагается и исследуется в качестве онтологического основания, онтологической структуры мира.
<< | >>
Источник: B.C. Стёпин. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B.C. Стёпин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. - Мн.; РИВШ,2006. - 624 с.. 2006

Еще по теме ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ Об истории возникновения и становления:

  1. IV. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ЭТИКА"
  2. 3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70 х гг.)
  3.   ЛИТЕРАТУРА  
  4.   § 8. Язык онтологического видения мира  
  5. 2. Религия как ценность в буржуазной культурологии  
  6. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Э. ГУССЕРЛЯ - МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Ж.-П. САРТРА
  7. 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКИЙ «СОЦИУМ», ИЛИ «БЫТИЕ-ДЛЯ-ДРУГОГО»
  8. 2. ГРУППА КАК СУБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
  9. Г.А. ПУЧКОВАНЕРАВНОЦЕННЫЕ ЭТЮДЫ О КЛАССИКАХ
  10. Понятие насилия и террора в философии А.Камю
  11. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ Об истории возникновения и становления
  12. Немецкая классическая философия
  13. Проблемы онтологии Субстанция и бытие
  14. Проблема человека в философии Человек как проблема для самого себя
  15. ДИАЛЕКТИКА
  16. 3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х гг.)
  17. Антропология — персонализм — экзистенциализм
  18. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Ж.-П. САРТРА