Страх
Экзистенциализм вернулся к Сократу в том смысле, что про&блема смерти стала для него основной, как и для Сократа, кото&рый говорил в «Федоне», что философствование есть умирание. Но там это было, так сказать, конструктивное «умирание», свя&занное с выработкой позитивной жизненной программы, здесь — с острым ощущением абсурда существования. Казалось бы, один и тот же вывод, но направленность в каждом случае совершенно разная и разное распределение энергии, затраченной в одном слу&чае на решение проблемы, а в другом — на переживание ужаса от факта ее осознания.
В то время как верующий христианин считает, что страх наго&няют на человека бесы, и признает только страх Божий, экзи&стенциалисты полагают, что страх естествен, и даже обоготворя&ют его за то, что в нем проявляется подлинность человека. Несо&мненна связь страха с отсутствием веры в загробную жизнь. Экзи&стенциалисты обосновывают беспокойство человека его конечно&стью, как теологи этим же — необходимость Бога.
В эпоху Возрождения на смену аскетизму церковной морали пришел идеал жизнерадостности и наслаждения. Прошло несколь&ко веков, и основатель экзистенциализма немецкий философ Хайдеггер вернулся к обычным для стоиков разговорам о смерти своим утверждением, что только в сильных переживаниях — страха, тревоги, ужаса — человек раскрывается таким, каков он есть на самом деле.
Однако если стоики не видели в смерти ничего страш- ного, а скорее освобождение от тягот бытия, то в экзистенциа&лизме, отказавшемся от представления о Высшем Существе и загробном существовании, смерть предстает концом данной лич&ности.Абсурд
В XX в. поблекли идеалы Просвещения и Прогресса. Остались идеалы материального потребления, дополняемые пессимизмом людей духовного склада. На первое место выходит понятие абсур&да существования.
Альбер Камю (1906—1960) обращается к весьма характерному образу Сизифа, занятого бесполезным трудом — вкатыванием на гору камня, который затем летит вниз. В жизни нет духовной цели, а стало быть, она нелогична, абсурдна. Экзистенциалисты убеди&тельно показали (например, Камю в «Постороннем»), что, если быть последовательным, вере в Бога можно противопоставить толь&ко убеждение в абсурдности бытия.
Жизнь, кончающаяся неизбежным распадом, предстает как нонсенс. Если нет Бога и человек умирает насовсем, то жизнь бессмысленна — таков пессимистический вывод экзистенциализ&ма. Душа без веры в Бога и без истории, предоставленная самой себе, оказывается во власти абсурда, который Жан Поль Сартр (1905— 1980) определял так: «Абсурдность изначальная — прежде всего разлад, разлад между человеческой жаждой единения с ми&ром и непреодолимым дуализмом разума и природы, между по&рывом человека к вечному и конечным характером его суще&ствования, между «беспокойством», составляющим самую его суть, и тщетой всех его усилий»[143].