<<
>>

  Философия бессознательного  

В конце XIX в. усилился скептицизм. Истина, по Ницше, есть «род заблуждения». Отрицание высшего начала и истины порож&дало иррационализм. Отказ от гегелевского всесилия логики при&вел к философии бессознательного Эдуарда Гартмана (1842—1906).

Бессознательное, по Гартману, является единой духовной суб&станцией, общей для природы и людей и лежащей в основе их деятельности.

В человеке бессознательное действует на уровне ин&стинкта, который никогда не ошибается. Представление о бессоз&нательном присуще не только западной культуре. В древнеиндий&ской философии ему уделялось большое внимание — как подсоз&нательным мотивам, так и сверхсознанию, под которым понима&лась часть человеческого существа, находящаяся в контакте с Еди&ным.

Гартман продолжал Канта и особенно Шопенгауэра в том зна&чении, которое они придавали воле. К сознательной воле Гартман добавил волю бессознательную, которая, по его мнению, пер&вична и более сильна.

Одно из свойств бессознательного — моментальность действия. Если мы что-то делаем, не раздумывая, по первому побуждению, это и есть проявление бессознательной воли. Она может находить&ся в конфликте с сознательными желаниями, и этим объясняется состояние, когда мы разумом понимаем, что нужно делать, но что-то внутри, непонятное нам самим, мешает приступить к вы&полнению намеченного, и делаем мы совершенно иное. С помо&щью представления о бессознательной воле можно объяснить, по&чему удовольствие часто переходит в свою противоположность. Че&ловек отдает себя во власть инстинкта, являющегося выражением бессознательной юли. Но после его удовлетворения последняя осла&бевает, зато более сильной становится сознательная юля, недоволь&ная происшедшим; отсюда чувство неудовлетворенности собой.

Делая.вывод, что небытие мира заслуживает предпочтения пе&ред «безумным карнавалом бытия», Гартман перебрасывает мос&тик в философию XX в.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные черты философии XIX в.?
  2. Как связана философия Фихте, Шеллинга и Гегеля с философией Канта?
  3. В чем сходства и различия между философией Шеллинга и Гегеля?
  4. Каковы основные законы диалектики Гегеля?
  5. Что такое Абсолютная Идея?
  6. В чем сходство и различие между системами Гегеля и Аристотеля?
  7. Как представлял эволюцию человеческой культуры Конт?
  8. Каковы этапы развития общества по Спенсеру?
  9. Какую роль играет бессознательное у Гартмана?

10. В чем своеобразие учения Ницше?

Рекомендуемая литература

Гартман Э.

Философия бессознательного: В 2 т. — М., 1875.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975— 1977.

Конт О. Курс положительной философии: В 2 т. — СПб., 1899—1900. — Т. 1.

Ницше Ф. Собрание сочинений: — М., 1990. — Кн. 1, 2.

Спенсер Г. Сочинения: В 7 т. - СПб., 1898. - Т. 1.

Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. — М., 1955.

Фихте И. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о под&линной сущности новейшей философии. — М., 1937.

Хрестоматия по истории философии: В 2 ч. / Отв. ред. Л. А. Микешина. — М., 1994.

Шеллинг Ф. Сочинения: В 2 т. - М., 1987. - Т. 1.

Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 5 т. — М., 1992. — Т. 1.

 

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Философия бессознательного  :