Задать вопрос юристу

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

(лат. exsistentia - существование) - моральная философия буржуазно - этического иррационализма. Экзистенциализм наследует идеи философии жизни (Ницше, В. Дильтея, А. Шопенгауэра и др.), философии феноменологии (Э.Гуссерль); большое влияние на его представителей оказали воззрения Кьеркегора и Достоевского.
Экзистенциализм сформировался как идейно-философское течение в начале 1920-х г. в Германии и перед второй мировой войной во Франции. В настоящее время идеи экзистенциализма распространены также в США, где их развивают в первую очередь теологи-неоортодоксы (Неопротестантизм), и в др. капиталистических странах. Экзистенциализм не представляет собой единой школы. Различаются две ветви экзистенциализма - атеистическая (Хайдеггер, Сартр, Камю, С. Де Бовуар) и религиозная (Ясперс, Марсель, М.Бубер, Бердяев, Лев Шестов). Различны не только теоретические, но и социально-политические позиции экзистенциалистов.
Центральная проблема экзистенциалистов - положение личности в мире. Анализируя структуру существования (экзистенции) личности, теоретики экзистенциализма верно подмечают, характерные черты жизни человека в обществе монополистического капитализма - его обезличенность, утрату им свободы и индивидуальности (конформизм), понимания смысла жизни, одиночество, разобщённость людей и т.п. В рамках философии экзистенциализма они пытаются найти выход из того морального кризиса, в
который завёл общество капитализм, породив чудовищные формы отчуждения. Этот выход экзистенциалисты видят не в преобразовании социальных условий, а в способности индивида преодолеть (прежде всего через отношение к богу, к ничто, к смерти) своё «неистинное», «Неподлинное» существование и обрести свойственную только ему экзистенцию. Природа человека, способ его бытия и духовный облик исторически и социально обусловлены, формируются в процессе материально-практической деятельности. Преодоление враждебных человеку условий, обретение им своей настоящей сущности и свободы возможны только путём революционного переустройства общественной жизни. С т. зр. экзистенциалистов человек должен быть свободен только в сфере своих духовно-личностных устремлений. Понимаемая таким образом свобода есть лишь иллюзия. Такая свобода оказывается не господством человека над условиями жизни, а подчинением им, означает уход от действительности в свои интимные переживания.
<< | >>
Источник: А. М. Пронин. ЭТИКА И ЭСТЕТИКА. 2005

Еще по теме ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ:

  1. Экзистенциализм.
  2. Экзистенциализм.
  3. II.12.5.Экзистенциализм
  4. 2. Экзистенциализм
  5. Экзистенциализм.
  6. III. Экзистенциализм.
  7. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ Об истории возникновения и становления
  8. Экзистенциализм
  9. Экзистенциализм 
  10. Глава 2 От феноменологии к экзистенциализму и герменевтике
  11. 6.5. Основные положения философии экзистенциализма
  12. Экзистенциализм.
  13. Глава 5. Экзистенциализм
  14. 6.3. Экзистенциализм