17 Социальная философия как наука
Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом.
Предмет социальной философии – общество в философском подходе. Социальная философия – это раздел, часть философии, и поэтому все характерные черты философского знания присущи и социальной философии.
В социально-философском знании такими общими характерными чертами являются понятия бытия; сознания; системы; развития; истины и др.
Социальная философия взаимодействует со многими нефилософскими дисциплинами, которые изучают общество
- социологией;
- политэкономией;
- политологией;
- юриспруденцией;
- культурологией;
- искусствознанием и другими социальными и гуманитарными науками.
Социальной философии помогает развивать свои понятия, разрабатывать глубже свой предмет исследования комплекс наук о природе биология; физика; география; космология и др.
Социальная философия – это своеобразная область знания (в рамках философии), имеющая самостоятельную логику философских размышлений и специфическую историю развития своих понятий, принципов и законов.
В социальной философии имеются разные точки зрения почти на каждую проблему и разные подходы к ним. Самые распространенные подходы цивилизационный; формационный.
Философия является комплексным видом познания, способы его установки объективный способ, объективность, которая характеризует науку; субъективный способ, субъективность, которая характеризует искусство; способ общительности (коммуникативный способ), свойственный морали, и только морали; созерцательность мистического свойства (или «контемплативный способ мышления»). Философское знание является комплексным, интегральным видом знания, оно бывает естественно-научное; идеологическое; гуманитарное; художественное; трансцендирующее постижение (религия, мистика); обыденное, повседневное.
Основная задача науки об обществе, а именно – социальной философии – заключается в том
- чтобы понять лучшую для данной эпохи систему общественного устройства;
- чтобы побудить управляемых и правящих понять ее;
- чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к совершенствованию;
- чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее новую с помощью материалов, которые собрали ученые-специалисты в каждой отдельной области.