>>

ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ ПАРАДИГМЫ

Структуру и характер научного содержания современной социологии невозможно понять без учета того, что помимо дифференциации по видам и аспектам исследовательской деятельности в социологии существуют различия между принципиальными теоретическими подходами, определяющими стратегию и направляющими ход исследования, то есть дающими ответы на вопросы что, как и зачем исследуется.

Эти различия проявляются в существовании внутри социологии конкурирующих школ и направлений исследования, обозначаемых по принадлежности к той или иной концептуальной традиции: позитивистская социология, марксистская социология, критическая социология, интерпретативная социология, феноменологическая социология и т. п. Основой для развития и существования в социологии различных научных направлений является приверженность социологов различным парадигмам.

Парадигма - это концепция, принятая в данном научном сообществе в качестве образца постановки и решения исследовательских проблем.

Понятие «парадигма» (от греч. лараоєїуца - пример, образец) в социологию было введено американским историком и социологом науки Томасом Куном (1922-1994). В ставшей знаменитой книге «Структура научных революций» (1962) Кун назвал па-радигмами научные концепции, достаточно беспрецедентные, чтобы привлечь на длительное время группу сторонников и в то же время достаточно открытые, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида. В истории физики, например, Кун выделяет в качестве парадигм классические труды Аристотеля и Ньютона. Труды Аристотеля служили в Античности и Средневековье непререкаемым образцом постановки и решения проблем при изучении природных явлений, а в Новое время их заменили в качестве образца труды Ньютона. Переход научного сообщества от одной парадигмы к другой лежит в основе научных революций. Увлеченные новой парадигмой ученые получают новые средства исследования и изучают новые области.

Но важнее всего то, что в период революций

ученые видят новое и получают иные результаты даже в тех случаях, когда используют обычные инструменты в областях, которые они исследовали до этого. Смена парадигмы приводит к тому, что ученые видят мир их исследовательских проблем в ином свете. Можно даже сказать, что после научной революции они имеют дело с иным миром.

Ситуация в современной социологии несколько отличается от модели развития науки, предложенной Куном. Руководствуясь данным им определением, можно выделить три главных признака существования парадигмы:

наличие оригинальной концепции, которая служит универсальным инструментом описания и объяснения исследуемых явлений;

наличие классиков, труды которых служат образцом разработки концепции и ее применения в исследовании конкретных явлений;

наличие научного сообщества, которое использует концепцию и опирается на труды классиков при формулировке и ре-шении новых исследовательских проблем.

В социологии существует сразу несколько научных направлений, характеризующихся этими тремя признаками. На этом основании некоторые исследователи считают, что социология находится в кризисе, переживает период научной революции. Однако другие исследователи полагают, что одновременное существование множества парадигм не является свидетельством кризиса, что социология - это мулътипарадигмалъная наука. Идею о мульти- парадигмальности как нормальном состоянии для социологии впервые обосновал в середине 1970-х гг. известный американский социолог Джордж Ритцер. Мультипарадигмальность означает, что с появлением новой парадигмы созданные раньше не исчезают, а увеличивающееся концептуальное разнообразие позволяет описывать и объяснять различные аспекты таких сложных явлений и процессов, каковыми являются социальные феномены.

Из общего множества парадигм, существующих в современной социологии, можно выделить основные, наиболее часто применяемые в социологических исследованиях и привлекающие наибольшее число ученых.

| >>
Источник: Иванов Д.В.. Парадигмы в социологии: учеб. пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ,2005.-72 с.. 2005

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ ПАРАДИГМЫ:

  1. ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ ПАРАДИГМЫ
  2. ВВЕДЕНИЕ
  3. ВВЕДЕНИЕ
  4. О понятии основы в русском словообразовании и словоизменении
  5. § 39. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА
  6. ВВЕДЕНИЕ
  7. ВВЕДЕНИЕ
  8. 1.1. Понятие «педагогический дискурс» в научной литературе
  9. МОРФОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ
  10. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  11. 1.4. Особенности методологических подходов к определению новой экономической парадигмы
  12. Понятие и категория и есть некий макро-образец, выпадающий во внешнее в результате блуждания.
  13. Введение