Парадигмы антропологии и парадигмы тела
Исследования по эволюции и гоминизации2 показывают происхождение человеческого тела, а также его тесную связь с историей жизни на земле. Человеческое тело — результат необратимого процесса эволюции жизни, возникновение которой понимают как следствие самоорганизации материи.
Человеческое тело имеет общее происхождение со всеми известными видами и родами и с точки зрения классификации родственно им; оно следствие родства и результат развития жизни116
Проблемное поле Исторической антропологии
в различных направлениях в ходе эволюции. При его формировании и развитии важную роль играют силы сохранения и инновации, адаптации и специализации. В основе эволюции тела лежат генетическая рекомбинация и естественный отбор, а также тонкие взаимодействия между внутренней и внешней селекцией.
Развитие позвоночных животных 200 млн лет назад и приматов 80 млн лет назад — важные предпосылки генезиса человеческого тела. Останки Ardipithecus ramus (боковая ветвь гоминид), найденные вблизи Арамиса в Эфиопии, датируются временем 4,4 млн лет назад. Эти гоминиды жили, по всей вероятности, в пограничной зоне влажных тропических лесов, в которой произошло отделение линий человекообразных обезьян от гоминид. Конструкция тела гоминид — исходный пункт для формирования предчеловека, передвигавшегося на двух ногах и похожего на современного человека размерами черепной коробки и мозга. Конечности же их лишь с большим трудом можно отличить -, от Homo sapiens. Поскольку у предчеловека еще не было орудий труда, то ему для обработки пищи нужны были массивные коренные зубы.
Если у предчеловека развивается прямохождение, то у первобытного человека благодаря использованию камня постепенно развивается культура орудий труда, с которой связана гибкая адаптация к окружающему миру и растущая независимость от него. Возникает всеядность. У Homo habilis, относящегося к первобытному человеку, развиваются речевые центры в мозге, и у самок удлиняется период полового созревания.
Это развитие привело к парным взаимоотношениям, активизации социальной коммуникации, постепенному разделению труда между полами и большей заботе о потомстве. Начиная с первобытного человека, культура приобретает все большее влияние на развитие и оформление человеческого тела.У Раннего человека, Homo erectus, за 2 млн лет происходит заметное увеличение и качественное улучшение мозга. Это сопровождается развитием точной хватки человеческой руки и возникновением культуры орудий труда. Эти процессы привели к облегчению добычи пропитания и к росту относительной независимости от окружающего мира. Охота и использование огня способствовали разделению труда между полами, коммуникации и возникновению сообществ. С освобождением рук и ростом мозга развиваются речевые и культурные возможности. Следствием становятся разнообразные формы миграции.
В то время как в Европе из позднего архаического Homo sapiens возникает неандерталец, одновременно в Африке возникает Homo sapiens sapiens, и таким образом развивается тело современного челове-
Глзва 6. Тело как вызов
117
ка. Хотя неандерталец уже имел развитую силу воображения, Homo sapiens sapiens превосходит его почти во всех областях. Современный человек обладает большим объемом мозга по отношению к весу тела, более энергосберегающим строением мускулов и скелета, большей плодовитостью и меньшей детской смертностью, а также более развитыми культурными способностями, содействующими выживанию. Сюда прибавляется более развитая техника орудий труда, благодаря которой человек может лучше использовать ресурсы окружающего мира. Тело Homo sapiens sapiens — результат многомерного морфогенеза из взаимодействия экологических, генетических, церебральных и социальных и культурных факторов.
На основе этой концепции тела, возникшей в эволюционной теории, в последние десятилетия образовались два направления изучения тела, в которых в фокусе внимания находится определенная часть тела; оба направления вызывают значительный общественный интерес.
Речь идет о «теле-геноме» в генетике и «теле-мозге» в исследованиях мозга, на антропологическом значении которых мы коротко остановимся.После перечисления возможных у человека комбинаций четырех базовых нуклеотидов — гуанина, цитозина, аденина, тимина —и упорядочивания и записи человеческого генома исследования направлены на то, чтобы связать базовые цепочки нуклеотидов с телесными и духовными признаками и установить отношение с функциями генов. Если это удастся, то «первотекст» человека будет расшифрован; предполагают, что «он содержит всю информацию о физиологических и психологических процессах человека. Его «расшифровка» считается для человека возможностью возвыситься до «субъекта себя самого» за пределы, поставленные ему природой, которая прежде была судьбоносна и неовладеваема»3. С помощью этого знания надеются делать прогнозы о вероятности заболеваний и назначать терапию. Становится очевидной возможность евгенической селекции и выведения, а также сведение человека к носителю генетической информации и к объекту экономических интересов, и это приводит к этической и политической дискуссии. Проблемы оценки последствий технического прогресса в биоэтике4 привели к биоэтическим соглашениям, в частности к запрету, принятому Европейским советом, на клонирование, а также к директиве Европейского союза о необходимости патентировать гены.
В дискуссии по этим проблемам «сконструирована дихотомия между природой и культурой, которая проводит границу между естественно-научными интересами проекта генома и его общественными при-
118
Проблемное поле Исторической антропологии
ложениями. В результате этого разделения оценка шансов и риска анализа генома ограничивается политико-правовыми и социальными следствиями»5. То, что происходит в сфере анализа генома, относится к фундаментальным исследованиям познания природы и не подлежит никаким политическим или этическим дискуссиям. И только сфера генной инженерии и техник репродукции подлежит политическому контролю.
То, что это разделение, хотя и успокаивает общественную совесть, но фактически не может быть проведено до конца, демонстрирует создание рекомбинантных живых существ, таких как генная обезьяна Энди, которая имела дополнительный ген, из-за чего фосфоресцировала в темноте. Между тем в Корее с помощью клонирования получают даже исходную эмбриональную клетку. Такие эксперименты открывают своим сторонникам в далекой перспективе огромные терапевтические возможности, а для противников здесь происходит неприемлемое нарушение границ6. Связанная с этими экспериментами дискуссия о клонировании эмбриональных клеток для терапевтических целей показывает, как тяжело в политике и в науке отказаться от действий, которые для человека технически возможны. Обнаружившиеся здесь закономерности открывают возможность проникновения в биологические основы человека и так ими манипулировать, что человек, несмотря на религиозные, этические и политические сомнения, приходит в конечном счете к разведению человека, побочные действия которого непредсказуемы.В противоположность излишнему акцентированию генетического детерминизма в современности, исследования мозга настаивают на том, «что гены никогда не изолированы, а всегда включены в окружающий мир, что именно сигналы из внешнего мира инициируют селекцию генетической информации и в существенной мере координируют развитие организма из яйца... Происходит самоорганизующийся процесс, который, опираясь на постоянный диалог между геномом и окружающей средой, ведет к образованию все более сложных структур»7. В этом процессе возникает мозг, представляющий собой «крайне дистрибутивную организованную систему... в которой бесчисленное количество аспектов входящих сигналов расщепляются и параллельно обрабатываются. И хотя все центры состоят... в интенсивном взаимодействии, но все же совершенно неясно, как параллельно организованная система такого рода создает образ когерентного мировосприятия и в целом ведет себя целенаправленно»8.
Ясно, однако, что в развитии человеческого мозга после рождения на основе уже сформированных органов чувств происходит качествен-
Глава 6.
Тело как вызов119
ный скачок, описывающийся как процесс самоорганизации. Этот «процесс самоорганизации — взаимодействие между сигналами из окружения и генами — определяется теперь моделями активности, на которые накладывает отпечаток окружающий мир... Нервные клетки к моменту рождения по сути своей все уже заложены, но в определенных областях мозга еще не связаны между собой. Это относится, прежде всего, к коре головного мозга. Многие связи устанавливаются только сейчас, но значительная часть из них спустя непродолжительное время вновь будут разрушены. Происходит постоянная перестройка нервных связей, причем лишь треть из уже построенных сохраняется... Это означает, что на формирование функциональной архитектуры коры головного мозга в значительной мере влияют сигналы от органов чувств, а значит и опыт»9. Это можно увидеть на примере того, что зрению в раннем возрасте нужно учиться. Если этого вовремя не происходит, как, например, у слепых от рождения, то позже способность видеть уже невозможно приобрести. Также и первая речь должна появиться во временной период, четко определенный мозгом и организмом.
Развитие высшей интеллектуальной деятельности оказывается результатом эволюции коры головного мозга, складчатого слоя в два миллиметра толщиной, в котором содержится примерно 40 тыс. нервных клеток на кубический миллиметр, из них каждая контактирует с примерно 20 тыс. других и получает от такого же количества клеток информацию. Удивительно при этом то, что эта структура в значительной степени сохранила неизменной свою внутреннюю организацию в ходе эволюции, и поэтому кора головного мозга мыши структурно мало отличается от человеческой. Это оказывает воздействие на оценку процессов, в ходе которых возникают новые функции. «В отличие от технических систем в мозге невозможно разделение между аппаратным и программным обеспечением, между Hard и Soft. В мозге программа функционального процесса устанавливается исключительно моделями поведения нервных клеток.
Сетевая структура — это программа. Тем самым алгоритмы, в соответствии с которыми работает кора головного мозга, в ходе эволюции вряд ли изменились. Добавилось только больше ареалов. Это означает, во-первых, что результаты обработки, произведенной корой головного мозга, должны быть общей природы, и, во-вторых, что итерация этой обработки, процесса в принципе одинакового, может порождать новые качественно отличные функции»10.Исследование мозга понимается как междисциплинарное фун-
120
Проблемное поле Исторической антропологии
даментальное исследование, для которого характерно: «Признание незнания, осознание собственного значения познания и, наконец, смелость идти путем, о котором не известно, к какой цели он ведет»11. Исходя из такой позиции, исследование мозга может указывать на то, что субъективность связана с определенным состоянием развития мозга, который только и позволяет самосознание и его выражение вовне и который предполагает способность «создавать ментальные модели о положении другого мозга и построить некую "theory of mind"»12. Понимаемое так фундаментальное исследование вносит вклад в увеличение комплексности антропологического знания, например, когда оно поясняет, с помощью каких механизмов возникает знание о человеке: «Эволюция, сохраняющая знания о мире в генах и отражающая эти знания в фенотипе вновь приходящего мозга, затем опытные знания, полученные в ходе раннего онтогенеза, которые манифестируются также в структурных изменениях — их, между прочим, нужно отличать от генетически обусловленных изменений, — и, наконец, традиционные знания, полученные при обучении, которые выражаются в функциональном изменении эффективности уже существовавших прочных связей»13.
Мозг — активная система, развивающая гипотезы и ищущая решение проблем14. Даже если отсутствует внешнее раздражение, он создает постоянно осциллирующие модели возбуждения высокой сложности. Напрашивается «представление о мозге как о дистрибутивно организованной очень динамичной системе, организующей саму себя, вместо того, чтобы подчинять свои функции централизованной оценивающей и решающей инстанции; как система он раскрывает свое пространство координации в равной мере, как в топологии своей схемы, так и во временной структуре своих моделей активности, может устанавливать отношение не только через конвергенцию анатомических связей, но и через временную координацию моделей разрядки, может содержать информацию не только эксплицитно в высокоспециализированных нейронах, но и имплицитно в динамически ассоциированных ансамблях, и, наконец, эта система непрерывно формулирует гипотезы об окружающем ее мире на основе своего предзнания, то есть она инициативна, вместо того, чтобы исключительно реагировать на раздражение. В этом отношении новая точка зрения, с которой наш мозг выносит суждение о себе подобном, соответствует конструктивистской
позиции»15.
Как бы ни была эта концепция мозга дифференцирована на многие аспекты16, специалистам по изучению мозга зачастую не удается
Глава 6. Тело как вызов
121
избежать сведения сложности человеческого тела к мозгу. Такая редукция очевидна, например, в вопросах о качестве психических и ментальных процессов или о взаимосвязи между социальным субъектом и обществом. Так же как в любых исследованиях, с ростом знания здесь возникают все новые и новые вопросы и неуверенность, которую иногда скрывают эйфорическими жестами, привлекающими внимание общественности.
Если в исследованиях по эволюции и гоминизации, а также по генетике и в исследованиях мозга речь идет об общем познании человеческого тела, то Философская антропология нацелена на то, чтобы выделить особенность тела человека по сравнению с животными, то есть по сравнению с телом других приматов и понять значение тела для самопонимания человека17. При этом Шелер и Плеснер исходят из ступенчатого строения живого. В отличие от растений тело животных и человека обладает центром, позволяющим двигаться в пространстве. Центрическая позициональность предоставляет человеку и животным возможность противопоставить себя миру, составленному из вещей, и действовать спонтанно. В отличие от тела животного человеческое тело позволяет человеку дистанцироваться от него и занимать эксцентричную позициональность. Из этого вытекают три характеристики: во-первых, человеческое тело определяется модусом «обладать-те-лом», в котором оно получает опыт противостоящего ему мира; затем, оно характеризуется модусом «быть-телом», в котором благодаря его бытию переживается опыт души и внутренней жизни. И, наконец, оно позволяет занять расположенную вне себя самого нереальную точку зрения, из которой можно наблюдать оба других модуса и взаимодействие между ними. Этой структуре человеческого тела соответствует опыт мира как внешнего мира, внутреннего мира и совместного мира.
В отличие от этих представлений Гелен исходит из недостаточного характера человеческого тела, которое как «инвалид своих более высоких сил» принуждает к тому, чтобы совершенствоваться посредством действия. С его точки зрения, для человеческого тела характерны прежде всего неотения, или внеутробная весна, редукция инстинктов и избыток влечения, разгрузка и открытость миру. Согласно тезису о неотении, или внеутробной весне, у человека сохраняются эмбриональная стадия, преждевременные роды и замедленное развитие тела, включая долгое детство и подростковый возраст. Не менее важно наделение человека в качестве характерных признаков остаточными инстинктами и избытком влечения. Зияние (хиатус) между раздражением и реакцией способствует обучению и адаптации чело-
122
Проблемное поле Исторической антропологии
века к гетерогенным биотопам. Избыток влечения, получающийся из неотении и редукции инстинктов, позволяет развиться многообразию типов человеческого поведения. Из-за него необходимыми становятся дисциплина и приручение, при которых центральную роль играют ритуалы и институции. С помощью разгрузки координируются восприятие и движение. Способы поведения выучиваются, автоматизируются и используются в дальнейшем без рефлексии. Образуются привычки и манеры, устанавливающие непрерывность и освобождающие энергию для новой активности. В то время как тело животного вписано в специфическую среду обитания и потому обладает специфическими органами, тело человека имеет мир и располагает неспециализированными, адаптирующимися к совершенно разным условиям органами. С точки зрения Гелена, эта неспециализированность человеческого тела способствует его открытости к миру.
От этих перспектив, направленных на общие условия человеческого тела и его генезис, отличаются антропологические концепты тела, для которых центральными являются историчность и культурность человеческого тела. Они скорее исходят из тела, изменяющегося в историко-культурном процессе. В соответствии с этим различаются и методические подходы и получающиеся результаты.
В Исторической антропологии исторических наук темой становится человеческое тело в трансформациях времени18. Здесь установлено, как коллективные представления, действующие в определенное историческое время, порождают определенные восприятия и ощущения тела. Очевидным становится исторический характер чувствования и мышления, а также коллективной памяти. Современное понимание времени отличается от понимания времени в Средневековье тем, что сегодня важную роль играют расхождение между мировым временем и индивидуальным временем, а также ускорение времени. С изменением представлений о времени меняется также опыт пространства. Современную жизнь одновременно определяют различные, отчасти противоречивые, представления о времени и пространстве. Очевидными становятся историчность элементарных ситуаций и основного опыта и исторический характер представлений о смерти, любви и работе. Субъективность проявляется как результат историко-культурных процессов, таких как прилаживание, дистанцирование и дисциплинирование. Даже сексуальность и рождение, детство, юность и старость, питание и одежда обнаруживают свой исторический характер и демонстрируют, что человеческое тело проявляется только в конкретной исторической форме, и потому, чтобы понять
Глава 6. Тело как вызов
123
его ситуативную особенность, необходимо изучение его исторического характера.
Если при историческом изучении тела речь идет о диахронической перспективе, в центре которой находится его историческая особенность, то культурантропологическое исследование тела развивает синхронную перспективу19. То, что верно для историчности человеческого тела, по аналогии касается и его культурности. Из-за различий культурного развития возникают тела с весьма различными культурными формами выражения. Их многообразие и разнообразие неснимаемы. Только благодаря редукции инаковости к своему и знакомому может возникнуть видимость того, будто можно преодолеть культурные различия без потери сложности. Но при более точном анализе оказывается, что при такой редукции теряется специфика культуран-тропологической перспективы в отношении тела, которая как раз и состоит в выявлении и представлении телесных различий и инаковости. То, что в отношении тела рассматривается как культурное различие, зависит от предпосылок исследования и конституируется во взаимосвязи между культурно обусловленными рамками и связанным с ним восприятием инаковости. Задача состоит в том, чтобы с помощью выявления культурных различий внести вклад в повышение уровня комплексности знания о человеческом теле. Даже между похожими друг на друга культурами северной и южной Европы явно просматриваются значительные различия в обращении с телом и телесностью, воздействующие на все сферы человеческого общежития. Исследования Исторической антропологии ставят своей целью обнаружить, изучить и оценить исторические изменения в обращении с телом20. Плюс к этому ее внимание привлекают образы тела и концепции тела, а также практики тела и обращение с органами чувств. Многие из использующихся здесь подходов опираются на работы Норберта Элиаса, Мишеля Фуко, а также Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно. С критическим учетом этих работ речь идет о том, чтобы понять, какие изменения сегодня происходят с телом и его чувствами. Следует понять, какое воздействие оказывают на ощущения тела и обращение с телом ускорение времени, повсеместность новых средств коммуникаций и активное использование компьютера и какую роль при этом играет увеличение социального абстрагирования и обязательности.
Норберт Элиас в своей реконструкции европейских процессов цивилизации показал, что человеческое тело все больше дисциплинируется21. Контролируются пищевые привычки, манеры и жизнь аффектов. Центральная роль в этих процессах отводится по-
124
Проблемное поле Исторической антропологии
вышению порога стыда и неловкости. Дело доходит до отказа от тела. Современные люди все в большей мере дистанцируются друг от друга, от мира и от себя: самоконтроль и самопринуждение — следствия, к которым приводят стратегии совершенствования22. Развивается обширный внутренний мир, состоящий из распоряжений, чувств, моральных принципов и шкалы ценностей. Это развитие происходит в практических актах и в социальной деятельности, в которых возникают модели и образцы. Преобразование тела вместе с возрастанием контроля и рационализацией осуществляется в миметическом освоении «регулярных движений в форме упражнения, подражания, следования предписаниям и указаниям, контроля и коррекции»23. Так постепенно возникает тело современного человека, закрытое и замкнутое в себе (corpus clausum)2*.
В этом же направлении движется анализ Фуко25. В отличие от Элиаса он больше подчеркивает контролирующую, дисциплинирующую власть институций, в которых пересекаются общество и индивид; в таком пересечении важную роль играют активность тела и конструктивная сторона субъекта. Фуко показывает, что «власть как подкожная политика тела, которая человека отнюдь не только угнетает, но и порождает его, "продуцирует" как индивида. То, что выглядит как гуманизация: смягчение наказаний, введение в аппарат наказания психологии, различение преступника и его действия, — это субтильный контроль, открытие новой главы в цивилизации... »26. Цель этой новой главы — контроль, дисциплинирование и нормирование тела, его жестов и способов поведения. Эти процессы в своей модели осуществляются в пространственно-временных порядках тюрьмы, армии и школы, в которых переимчивость тела служит тому, чтобы подчинить его «микрофизике власти» и определить его политически.
Уже Хоркхаймер и Адорно в Диалектике Просвещения, ссылаясь на Фрейда, указывали на то, что развитие рациональности, Просвещение и эмансипация в процессе цивилизации невозможны без жертв. «История цивилизации — это интроверсия истории жертвы»27. Освобождение тела от опасностей природы сопровождается подчинением его принуждениям общественной рациональности. Переход от внешнего контроля тела к учреждению самости, к внутреннему контролю — необратим, он несет в себе и выигрыш, и потерю, в зависимости от перспективы. Под влиянием ужасов Второй мировой войны Хоркхаймер и Адорно акцентировали потерю, оборотную сторону рациональности, — потерю мифа, полноты жизни — смерть. «То, что остается, — это симптомы, зашифрованные послания обезображенного, изувеченно-
Глава б. Тело как вызов
125
го, умерщвленного тела, которое — как подчеркивают авторы — невозможно трансформировать в исходное состояние, в плоть. Оно остается трупом, в который превратилось. Трансформация в неживое, предъявляющее себя уже в своем имени, — главный момент и мотив в циви-лизационном процессе, который не достигает все же своей цели из-за интервенции воображаемого»28.
Из этого анализа уже ясно, что тело — носитель человеческой истории и культуры] в Исторической антропологии тело исследуется как местопребывание индивидуальной и коллективной культурной памяти29. В нем Я наталкивается на границы, по которым оно познает фиктивность своего единства30. Тело трактуется как средство (медиум) выражения и представления; его энергия превращает мир в слово и образ, в инсценирование и представление. В зависимости от перспективы тело рассматривается с точки зрения вписывания, выражения или представления. Иногда оно проявляет себя как машина, иногда как одушевленное, живое и динамичное с тенденцией трансформировать и трансцендировать себя. В человеческом теле внешний мир преобразуется во внутренний, материальность — в воображение, а также наоборот, внутренний мир — во внешний, воображение — в материальность. Несмотря на коллективный историко-культурный опыт, каждое человеческое тело уникально. Даже когда в истории ментальности акцентируется коллективный характер установок и опыта31, процессы социализации и окультуривания у каждого человека протекают по-своему.
Концентрируя внимание на исторической и культурной сборке тела, исследование проявляет интерес к органам чувств и их отношению друг к другу. В настройке и опыте органов чувств можно зафиксировать существенные изменения в ходе цивилизационного процесса. С возрастанием дистанцированности и контроля, дисциплинирования и абстрагирования, а также с ростом значения опосредованных средствами коммуникации образов изменяется и отношение органов чувств друг к другу. Близкодействующие восприятия — обоняние, вкус, осязание — оттесняются все больше в сферу приватного, а зрение становится ведущим восприятием времени. Видимость, просматриваемость и прозрачность наслаиваются на слух с его опытом Другого и сообщества. Литеральность и новые медиа ведут к значительному изменению восприятий и ощущений тела.
Важную роль в опыте Другого тела играют душа и сакральное, комплексность которых снова и снова сопротивляется научному подходу. В гуманитарных, социальных и культурологических науках настаива-
126
Проблемное поле Исторической антропологии
ют на том, что эти понятия указывают на условия, долго считавшиеся в европейской культуре конститутивными; и их присутствие не дает свести человеческую жизнь к чистой имманентности. Так же как прекрасное и любовь, душа и сакральность хотя и связаны с телом, но им не исчерпываются, а трансцендируют его. Они указывают на сферы человеческого опыта, в которых речь идет о выходе за границы субъективности и индивидуальности в направлении инаковости.