<<
>>

Парадигмы антропологии Обзор и перспектива

Антропология как знание включает в себя представления об эво­люции жизни и об истории становления человека (гоминизацию). Без этих представлений от нее ускользают важные, конститутивные для антропологического знания измерения, Наши концепции эволюции и становления человека определяются сегодняшним положением иссле­дований и знаний, в котором историчность предметной области и ис­торичность современных исследований соотнесены и взаимно пересе­каются.

То. что сегодня считается верным в эволюционных исследова­ниях и в палеонтологии, — следствие исторически возникшего знания и может вновь измениться из-за новых находок и результатов иссле­дований, а также из-за вызванных ими новых знаний.

С включением в антропологию эволюционной перспективы воз­никают общие, важные для самопонимания человека точки отсчета. Важным становится не создание человека в единственном акте творе­ния, а процессуальный характер возникновения жизни и гоминизации, то есть укорененность во времени и историчность.

В отличие от прежних исследователей, когда эволюционная теория была тесно связана с идеей прогресса, большинство современных ис­следователей в этой области больше не исходят из присущего природе направленного к совершенствованию плана. Ныне в генетической ре­комбинации, в мутации и естественном отборе, во внутренней и внеш­ней селекции усматривают лишь силы и механизмы эволюции.

Устарели и представления, объясняющие становление человека на основе одного-единственного принципа. Решающим оказывается ско­рее взаимодействие многих факторов, среди которых уже довольно рано существенную роль играют социальные и культурные. Дело до­ходит до взаимодействия биологической и культурной эволюции, при котором большее влияние оказывают то биологические, то культурные элементы, в зависимости от сферы действия. При этом важную роль играют факторы биологической эволюции, а также во все более возрас­тающей степени факторы культурного развития.

Спектр культурного развития включает использование орудий труда, коммуникацию, соци­альное поведение, умственное развитие, структуру мозга, анатомию, поступательное движение.

Своим целенаправленным вмешательством современный человек неуклонно изменяет природу. Его действия вызывают самое значи­тельное вымирание видов из когда-либо бывших на земле; они ведут к изменениям климата, их разрушительные воздействия становятся все

Глава 1. Эволюция — гоминизация — антропология

33

очевиднее, хотя это и не вызывает принципиального изменения чело­веческого поведения. Невозобновляемые ресурсы земли, обеспечива­ющие жизнь человека, бездумно растрачиваются. Неуклонное разви­тие — ключевое слово исключительно для посвященных75. В совре­менности развитие привело к тому, что люди с помощью генной ма­нипуляции имеют возможность вмешиваться непосредственно в эво­люцию. Непреднамеренные побочные действия этого едва ли можно оценить.

Сложность человеческой жизни значительно увеличилась вслед­ствие развития науки и техники, глобальной экономики и коммуника­ции, а также всеобъемлющей политической, социальной и культурной связности. Перед лицом этого развития усилия антропологического исследования, вносящие вклад в самоинтерпретацию и самопонимание человека, приобретают растущее значение. Если удастся связать друг с другом универсальную и частную перспективы и при этом сделать очевидной сложность и взаимосвязанность антропологических законо­мерностей, то эти исследования могут стать важным вкладом в про­цессы индивидуального, общественного и глобального самопонимания.

<< | >>
Источник: Вульф К.. Антропология. История, культура, философия. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та,2008. - 280 с.. 2008

Еще по теме Парадигмы антропологии Обзор и перспектива: