Обзор и перспектива <
В отличие от Философской антропологии, нацеленной на познание, характерное для людей, исследования Исторической антропологии исходят из двойной историчности и культурности своих занятий, которые определяются, во-первых, историчностью и культурностью предмета, во-вторых, исторической и культурной ситуацией исследователя.
Зачастую они стремятся к тому, чтобы с помощью изучений своих тем внести вклад в самотолкование и самопонимание современности. Исходный пункт Исторической антропологии — человеческое тело — не столько в отличие от тела животного, сколько в своем историческом и культурном характере.Наряду с вопросами телесности и чувственности исследования Исторической антропологии направлены на темы, в которых не компетентны ни одна из научных дисциплин— такие, как душа, священное, прекрасное или любовь. При этом речь идет о темах, игравших важную роль в европейской культуре, но научное исследование которых наталкивается на границы. Некоторые из исследований нацелены на реконструкцию культурных феноменов, подлежащих сильным процессам изменения, у которых речь идет о поиске следов или археологии пропавших феноменов. Поскольку в случае исчезнувших феноменов речь идет об опыте потери, то трудно избежать меланхолической интонации, сопровождающей эти исследования.
Исследования Исторической антропологии вносят существенный вклад в культурологические науки. В своей первой фазе это были зондирующие работы, на ощупь, которые мало подходили для эмпирических исследований. По своим вопросам и темам это были сначала философски ориентированные исследования. Но с течением времени ситуация изменилась. Так, на сегодняшний день есть довольно много эмпирических исследований. Для занятий Исторической антропологией требуется методическое многообразие, в котором важную роль играет взаимодействие с историческими источниками, этнографические подходы и философская рефлексия. Многие исследования Исторической антропологии имеют междисциплинарный и транснациональный характер и как новые формы изучения истории европейской культуры вносят важный вклад в развитие общей идентичности и лояльности
114
Парадигмы антропологии
в Европейском союзе. И даже если до сих пор они были направлены на культурную историю Европы —в последнее время происходит все большее осознание их этноцентричной ориентации, — исследования Исторической антропологии все же предлагают перспективы, которые в принципе релевантны и для других культур.