<<
>>

Обзор и перспектива

Историческая наука — хороший пример того, что поворот к ан­тропологии в высшей степени продуктивен; он ведет к открытию новых тем и задач. Сюда относятся восприятия, ощущения и дей­ствия людей, до сих пор считавшиеся «недостойными истории».

Ин­терес теперь направлен на субъективность и мировоззрение конкрет­ных людей. Тем самым получают знание о жизни людей в специ­фическом географическом регионе и в определенную историческую эпоху. С изучением маргинальных групп растет чувствительность к историческому разнообразию и многообразию. В центре находятся особенные условия опыта и действия аутсайдеров и чужих. На ос­нове выбора тем и первоисточников все больше возникают исследо­вания частных случаев с концентрацией на локальной и региональ­ной истории. Это фокусирование микроисторического исследования сопровождается уменьшением интереса к общим теориям интерпре­тации исторического развития. Вместо этого микроисторическое ис­следование направлено на то, чтобы ограниченные в пространстве и времени феномены подвергнуть многомерному исследованию и по­лучить возможность ознакомиться с комплексностью исторических взаимосвязей.

Другой, методически не менее важный, подход к исследованию ан­тропологических феноменов представляет собой изучение ментально-сти, в рамках которого рассматриваются коллективные представле­ния, обусловливающие восприятие, ощущение и действие человека. Чтобы установить взаимосвязи между коллективными представлени­ями и индивидуальным действием исследуется изменение ментально-сти на больших временных промежутках. Фокусирование на основ­ном опыте такого рода сопровождается интересом к телу. Исследуют­ся исторические феномены и констелляции, в которых центральную роль играют материальность тела и его данные здесь и сейчас спосо­бы символизации77. Это фокусирование открывает целый ряд новых тем78. Под влиянием этнологии развиваются основные черты истори­ческой культурной антропологии79.

Больше чем когда-либо антропологическое исследование в истори­ческой науке требует междисциплинарности, которая обеспечивает со­ответствие комплексности постановки вопросов и положения дел. Эт­нология и психология, социология и теология, экономика и геогра­фия необходимы сегодня для разработки многих тем исторической антропологии. Понимание истории как «открытой истории», лежа-

68

Парадигмы антропологии

щее в основе этих исследований, отличается от точки зрения на ис­торию как на «прогресс» или как на постепенный «упадок». Соглас­но этому пониманию, историческое действие имеет контингентный ха­рактер, важно принимать во внимание горизонт возможностей этого действия. .

S

<< | >>
Источник: Вульф К.. Антропология. История, культура, философия. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та,2008. - 280 с.. 2008

Еще по теме Обзор и перспектива: