Обзор и перспектива
Культурная антропология сохраняет за собой значительное влияние на антропологию в трех аспектах. Во-первых, под ее воздействием в антропологии принимается расширенное понятие культуры, не ограниченное литературой, искусством, музыкой и театром, а включающее также жизненные миры и формы жизни людей73.
Во-вторых, в антропологии открывают значение чужого и инаковости, и для их понимания во многих исследованиях оказываются весьма плодотворны историчность и культурность. И наконец, большое внимание привлекают к себе качественные методы в реконструктивном антропологическом исследовании социума, которые прежде развивались как методы включенного наблюдения.В связи с глобализацией перед культурной антропологией сегодня встает много новых вопросов. Наряду с постепенным исчезновением замкнутых в себе культур, остававшихся долгое время темой исследования культурной антропологии, сегодня возникают новые повсеместно распространенные культурные формы, которые сосуществуют с традиционными культурами, наслаиваются на них и с ними смеши-
Глава 4. Культурная антропология
87
ваются. Это наслаивание, смешивание и ассимиляция глобального, национального, регионального и локального приводит к новым, малоисследованным на сей момент формам мультикультурности, межкультурности и гибридности74. На примере глобализации культуры можно показать сложности концептуализации и конституирования поля исследований.
Когда речь идет о глобализации, то имеется в виду повсеместная рыночность культурного производства. Некоторые расценивают эту тенденцию позитивно; они надеятся на возникновение единого мирового сообщества, которое будет ориентировано на универсальную демократическую культуру. Другие же относятся к такому развитию скептически; они скорее ожидают потери идентичности и настаивают на необходимости культурного различия. При анализе глобализированного культурного рынка нужно учитывать как рыночные механизмы, так и особенный характер культур и культурных товаров.
Перед лицом такой тенденции можно обозначить четыре комплекса проблем75. Первый определяется эрозией традиционных культур и глобальным развитием без надежды на распространение прогресса. Второе проблемное поле возникает в связи с частным и гетерогенным характером культурных товаров и ограничением их распространения в силу специфической адресованности. Третья конфликтная ситуация связана с вопросом, могут ли и насколько фрагментированные культуры способствовать созданию достаточной лояльности и общественного согласия. В-четвертых, нужно исследовать, какое влияние оказывает расщепление культуры на различные сферы общественной жизни и насколько за счет этого расщепления идет концентрация в производстве культурных товаров. Какие тенденции будут иметь место в комплексах этих проблем —непредсказуемо. В любом случае нужно стараться не нарушить открытости, заложенной в культуре. Поскольку «культура... —это сохранение возможного. Широта ее горизонта — заслуга случайности»76.