<<
>>

Глава 4 КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

В последние десятилетия большое значение в антропологии при­обрел этнологический аспект. Интерес к этнологии как науке о чу­жом значительно вырос из-за изменившегося вследствие глобализации международного положения.

Этнология с ее вкладом во всеобъемлю­щее понятие культуры и в методологию качественного социального исследования достигла значительного влияния на гуманитарные, со­циальные и культурологические науки. Эту тенденцию можно обнару­жить в исторической науке и в педагогике, в психологии и в литера­туроведении.

Этнология возникла во второй половине XIX века. Во Франции ее называют антропологией, в Англии — социальной антропологией, а в Америке — культурной антропологией1. Когда первые этнологи на­чали свои работы, у них уже был целый ряд важных предшественни­ков. Один из них — монах-францисканец Бернардино де Саагюн (1499-1590), бывший миссионером в Мехико, изучавший местный язык, наху-атль, совершавший в различных деревнях опросы местных жителей и систематически фиксировавший их мировоззрение. В XVIII веке в свя­зи с большими путешествиями первооткрывателей Бугенвилля, Кука и Лаперуза появилось много описаний путешествий, давших ценную возможность ознакомиться с давно утраченными мирами. Во второй половине XIX века проводились большие экспедиции, по результатам которых составлялись подробные сообщения. Постепенно возникало обширное знание о представителях чуждых культур.

Вместе с эволюционизмом возникло первое течение в культурной антропологии, сохранившее свое влияние до XX века2. Важную роль в нем сыграл Герберт Спенсер3 (1820-1903), находившийся под вли­янием понятия Дарвина о «выживании наиболее приспособленных организмов»4. Еще более интересен Льюис Генри Морган (1818-1881),

70

Парадигмы антропологии

I

Глава 4. Культурная антропология

71

бывший одним из первых полевых исследователей ирокезов и в по­следующем так интерпретировавший свой полевой опыт: человече­ство в своем развитии идет от состояния дикости через варварство к цивилизации5.

Эту позицию разделяет и Эдуард Б. Тайлор, создавший методические указания для составления путевых заметок6.

В последней трети XIX века возникает четкое разделение между миссионерами, административными чиновниками и коммивояжерами, собиравшими информацию о чужих культурах, и теми, кто занимал «кресло этнолога», последние отбирали, упорядочивали и анализиро­вали собранную их доверенными информацию, но не имели собствен­ного полевого опыта. Так работал Джеймс Фрэзер (1854-1941) при создании «Золотой ветви», объемного культурно-антропологического исследования о «тайне верований и нравов народов»7, никогда не поки­давший Европу. Ситуация во вновь возникшей культурной антрополо­гии существенно изменилась под влиянием Франца Боаса (1858-1942), родившегося в Германии, получившего естественно-научное образова­ние и позже эмигрировавшего в США8. Во время своего одногодично­го пребывания на Севере Канады Боас исследовал язык и жизненный мир тамошнего коренного населения. После того как он осел в США, он совершил множество путешествий к индейцам на северо-западном побережье Америки, в ходе которых с помощью переводчика расспра­шивал их о языке и традициях и фиксировал их высказывания. Если Тайлор и Фрэзер в Англии находились под влиянием эволюционизма Дарвина, Спенсера и Моргана, исходивших из общего развития чело­вечества, которое у различных народов продвинулось до разных ста­дий, то Боас, под влиянием немецкого историзма, был убежден, что у каждой культуры свой характер9. Он считал, что нужно исследовать не параллельность общего культурного развития, а частный характер каждой культуры; следует избегать биологического упрощения, куль­турного параллелизма и универсальных стандартов прогресса10. Нуж­но отказаться от любой формы культурного детерминизма и совер­шить переоценку обобщающего сравнения. Эти размышления о куль­турном релятивизме, в котором культура понимается как «замкнутый ансамбль специфических и неповторимых форм жизни»11, образуют оппозицию по отношению к эволюционизму, по сей день играющую важную роль в США.

Поворот к полевым исследованиям и к переносу внимания на част­ный характер каждой культуры получил дальнейшее развитие в рабо­тах учеников Боаса, Альфреда Льюиса Крёбера (1876-1960) и Роберта Леви (1887-1957)12. В том же направлении движутся исследования его

ученицы, ставшей в 1937 г. его преемницей в Колумбийском универ­ситете, Рут Бенедикт (1887-1947). В своей ставшей популярной книге Модели культуры, она стремится показать, что из всего неограничен­ного числа возможных способов поведения каждая культура развивает только один определенный сегмент13. Интерес Маргарет Мид (1901-1978)14, другой ученицы Франца Боаса, направлен на «доминирующие культурные подходы», которые Бенедикт назвала паттернами (моде­лями). Взросление на Самоа (1928 г.), первая из книг Мид, основан­ных на обширных полевых исследованиях, уже в самом подзаголов­ке — «Психологические штудии примитивной молодежи для западной цивилизации» — содержит указание на задачу Мид, «подчеркнуть су­ществование биопсихологической пластичности человеческих занятий, которая допускает культурную обусловленность юношеских поведен­ческих моделей и приводит к развитию, отличному от стереотипов юношества в евро-американской культуре среднего класса»15. Эта по­зиция автора, которую она отстаивает и в последующих книгах, при­вела к горячим спорам. В методическом отношении Маргарет Мид и Грегори Бейтсон, активно использующие фотографии и киносъемку, вступают на новый путь, ставший очень важным для развития визу­альной антропологии16.

В Великобритании Бронислав Малиновски (1884-1942) в 1922 г. публикует свое исследование Аргонавты западной части Тихого Оке­ана, в котором развиты принципы полевого исследования и включен­ного наблюдения и которое маркирует начало классической эпохи в этнологии или культурной антропологии17. Эти исследования превра­тили включенное наблюдение в «парадигму современной этнологии»18 и как следствие в одно из главных направлений качественного соци­ального исследования19. Отталкиваясь от широкого определения куль­туры Малиновского и школы Боаса, британская социальная антропо­логия ставит в центр внимания концепт структурального функциона­лизма, восходящий к Дюркгейму.

Согласно этому концепту, социаль­ные системы сохраняются на протяжении длительного времени благо­даря развитию структуры, обеспечивающей когерентность и солидар­ность. Эта структура должна, согласно Рэдклиф-Брауну, выполнять три функции: предоставлять устройство, позволяющее адаптировать­ся к физическому окружающему миру; «принимать меры предосто­рожности, позволяющие сохранить упорядоченность социальной жиз­ни»; содержать в себе культурные механизмы, благодаря которым ин­дивид получает «привычки и ментальные свойства», «позволяющие ему участвовать в социальной жизни»20. При этом должны выпол-

72

Парадигмы антропологии

няться определенные социальные закономерности: «К таковым зако­номерностям или необходимым условиям продолжительного существо­вания относится определенная степень функциональной согласованно­сти между конститутивными частями социальной системы... К это­му условию... мы можем добавить второе: ... права и обязанности должны быть определены таким образом, чтобы можно было разре­шить конфликт прав, не разрушая структуры... Следующее социаль­ное условие — необходимость не только стабильности, определенности

21

и согласованности социальной структуры, но и ее непрерывности» . В противоположность такому акцентированию универсального харак­тера функционалистско-структуральных выражений Эванс-Причард выступает за необходимость в социально-антропологическом иссле­довании большего учета исторического и относительного измерения культуры; он указывает, что у социальной антропологии больше обще­го с историей, чем с естественными науками, она исследует общества как моральные и символические системы, а не как природные систе­мы, больше интересуется намерением, чем процессом, ищет модели, а не законы, показывает взаимосвязи, а не необходимые закономерности

92

и скорее интерпретирует, чем поясняет .

Находившийся также под влиянием Дюркгейма Марсель Мосс раз­вивает свою концепцию обмена как «тотального социального действия, конституирующего общество»23.

В центре внимания находятся взаим­ность дарения, принятия и отдаривания и иницируемый этой взаимно­стью социальный и символический порядок. Дарение выражает скорее активное отношение к миру и к другим людям, принятие — пассивное. Оба регулируют близость и дистанцию и структурируют принадлеж­ность и уважение, агрессию и враждебность. Дарение, принятие дара и отдаривание — центральные действия обмена с природой, богами и среди людей. Клод Леви-Стросс воспринимает эти мысли и переносит их на родственные связи, структура которых создается обменом, преж­де всего обменом женщинами и связанным с этим взаимодействием24. Как бы ни были разнообразны правила бракосочетания в отдельных сообществах, все они управляются правилом взаимности и придержи­ваются запрета на инцест. Поэтому получается: «Бракосочетание — это акт обмена, основанный на принципе взаимности и нацеленный на то, чтобы создавать альянсы между социальными группами»25.

В то время как во многих европейских странах после Второй ми­ровой войны интерес к этнологии на первый взгляд уменьшился, в США культурная антропология привлекает все больше внимания. В этом процессе в конкуренцию вступают функционалистские и струк-

Глава 4. Культурная антропология

73

туралистские, неоэволюционистские, культуррелятивистские и куль-тур-экологические позиции о влиянии на развитие. В последние два десятилетия ушедшего века большое значение приобрели герменев­тические подходы Клиффорда Гирца и Виктора Тернера, Джеймса Клиффорда и Джорджа Маркуса26. Они исходят из того, что куль­турная антропология не может ограничиваться описанием эмпириче­ских данных, а должна найти формы, чтобы выявить глубоко зало­женные значения. Речь идет о «герметичном описании» и обществе как тексте, а также об интерпретативном и саморефлексивном рубе­же. Вместе с тем возрастает интерес к культурно-антропологическо­му исследованию современных обществ, к «антропологии актуальных миров»27.

<< | >>
Источник: Вульф К.. Антропология. История, культура, философия. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та,2008. - 280 с.. 2008

Еще по теме Глава 4 КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: