<<
>>

Первобытный человек

Даже если вопрос о происхождении человека в палеонтологии до сих пор остается неясным и появляются все новые находки, ведущие к ревизии прежних знаний, все же сегодня можно с уверенностью ис­ходить из того, что к наиболее древним представителям вида Homo относились Homo rudolfensis (2,5-1,8 млн лет40) и Homo habilis (2,1-

24

Парадигмы антропологии

1,5 млн лет41).

В обоих случаях налицо смесь признаков, подобных человеческим, и признаков австралопитеков. «Если Homo rudolfensis предъявляет нам челюсть скорее первоначального вида, но в двига­тельном аппарате у него зато проявляется уже Яото-подобные при­знаки, Homo habilis со своими редуцированными корнями зубов имеют более прогрессивную челюсть, но в строении скелета они скорее подоб­ны человекообразным обезьянам, чем человеку»42. На сегодняшний день еще отсутствуют ископаемые, которые позволяли бы провести од­нозначную линию связи с более древними австралопитеками и с более поздними Homo erectus. В отличие от появившихся также 2,5 млн лет назад крупных австралопитеков Homo rudolfensis обладали большей гибкостью при адаптации к окружающему миру. К этому нужно при­бавить тенденцию к омниворному (всеядному) пищевому режиму, а также возникающую культуру орудий труда. Это позволило лучше использовать условия пропитания, изменившиеся со сменой климата. Камни использовались только для размельчения растений и для раз­делки и обработки мяса добытых животных. Эти первые формы куль­турной специализации при одновременно низкой телесной специализа­ции создавали растущую независимость от жизненного пространства, правда при этом все более росла зависимость от самостоятельно со­зданных каменных орудий труда. «Homo rudolfensis обитали в восточ­ной тропической Африке, отчасти из-за предпочтения открытых мест в тропической зоне африканской рифтовой долины, отчасти, возмож­но, из-за развивающейся конкуренции за жизненное пространство с Australopithecus (Homo) habilis.
Из Homo rudolfensis 1,8 млн лет назад развились Homo ergaster ("ремесленник"), ранний африканский вари­ант Homo erectus»43.

Вместе с семейством человека возникли первые культурные про­дукты; в Эфиопии и Танзании были найдены каменные орудия труда, которым около 2,6 млн лет. С их использованием происходит усовер­шенствование коммуникации. Так как по данным некоторых исследо­вателей у Homo habilis уже есть в зачаточном состоянии важные для речи человека центры мозга, зоны Вернике и Врока, то здесь, возмож­но, возникли первые рудиментарные формы языка. У Homo habilis увеличился период полового созревания женщин, до той степени, что наконец возникла готовность к постоянным половым контактам, ко­торая постепенно привела к тому, что члены группы стали вступать в парные взаимоотношения. Это привело к интенсификации социаль­ных связей, к лучшим условиям выращивания молодого поколения и к первым формам разделения труда, в рамках которого мясо добы-

Глава 1. Эволюция — гоминизация — антропология

25

вали мужские особи группы и доставляли к месту временной стоянки группы. По всей вероятности, первый исход из Африки состоялся уже более 2 млн лет назад.

Ранний человек (Homo erectus)

Останки Homo erectus находят в Африке, Азии и Европе. Его рас­пространенность простирается от ранних Homo erectus (Homo ergaster) (от 2 до 1,5 млн лет назад) до более поздних африканских и азиатских Homo erectus (от 1,5 до 0,3 млн лет назад) и европейских Homo erectus (Homo heidelbergensis) (от 800 тыс. до 400 тыс. лет назад). Homo erectus происходит, по всей вероятности, от относительно крупного прототи­па, возникшего примерно 2,5 млн лет назад в Восточной Африке вме­сте с Homo rudolfensis44. «По сравнению с Homo rudolfensis телесные свойства Homo erectus указывают на прогрессивное развитие к Homo sapiens. Сюда относятся, прежде всего, увеличение объема головно­го мозга, изменение пропорций черепной коробки, усиление основного продольного изгиба черепа, более глубокое положение отверстия ниж­ней части черепа (Foramen magnum), строение челюстного сочленения и более круглая форма зубной дуги...

В то время как австралопитеки и ранние члены семейства Homo демонстрируют множество признаков скелета, напоминающих человекообразных обезьян, анатомия скелета Homo erectus во многих деталях совпадает с анатомией современного человека»45. Гоминизация — это результат взаимодействия ряда фак­торов; многие из естественных и культурных элементов перекрывают­ся и столь тесно переплетаются между собой, что возникает новый, характерный для человека, комплекс46: мозг, руки и орудия труда, питание и жизненное пространство, огонь и охота, язык и культура.

Мозг: За два миллиона лет от раннего до позднего Homo erectus происходит заметное развитие мозга: у ранних находок, как, например, тюрканский мальчик, он составляет примерно 800-900 см3 47,1 млн лет назад —900-1000 см3, 500 тыс. лет назад — примерно 1100-1200 см3 и сегодня в среднем 1450 см3. Если отнести величину мозга к массе те­ла, то приматы по сравнению с другими млекопитающими обладают множителем от 1,6 до 3,1. У австралопитеков он составляет примерно от 2,4 до 3,2, у Homo erectus от 4,5 до 5 и у Homo sapiens примерно 7,248. Для работы мозга более важную роль играет не величина мозга, а качество нейрональных связей49. Для сохранения и связывания ин­формации, а также для выработки опыта важен неокортекс, который, по данным этих находок, значительно расширялся в ходе гоминизации.

26

Парадигмы антропологии

Также существенно увеличивался и мозжечок (Cerebellum), имеющий центральное значение для моторики, прежде всего в сферах, касаю­щихся лица и рук50. Кроме того, новые достижения в изучении мозга разъясняют, что мозг после рождения заметно меняется под влиянием окружающего (культурного) мира51.

Руки и орудия труда: Прямохождение возникло на границе тро­пических лесов как новая стратегия преодоления пространства между деревьями по земле. Тем самым освободились руки. Взаимодействие между ростом мозга, освобождением рук, развитием передней части черепа и языком привело к появлению нового, характерного для че­ловека эволюционного комплекса52.

С освобождением рук постепенно произошла трансформация руки от «сильной хватки» человекообраз­ных обезьян, которые могли только схватывать объект всеми пальцами вместе, через «хватающую руку» к «прицельной хватке» Homo erectus, у которого большие пальцы могли двигаться к кончикам всех осталь­ных пальцев, то есть большие пальцы противостояли остальным53. Та­ким образом, возникла анатомическая предпосылка для манипулиро­вания более мелкими объектами и для более искусного обращения с орудиями труда. Но все же развитие шло медленно. Более миллиона лет каменные орудия труда производили, отсекая осколки. В ущелье Олдувай в Танзании нашли множество этих простых почти необра­ботанных орудий. Только около 1,5 млн лет назад появляется первое сильно обработанное рубило.

Питание и жизненное пространство: Так как человек стал все­ядным, то уменьшился его кишечник. По сравнению с травоядными, мясоедам достаточно более короткого кишечника. Благодаря этим из­менениям в питании освободилась энергия, которая пошла на поль­зу развитию человеческого мозга. Так, в частности, мясное питание кормящих матерей ведет к лучшему вскармливанию младенцев и их головного мозга, активно растущего после рождения. Использование каменных орудий труда для обработки пищи освободило зубы от на­грузки и привело к уменьшению коренных зубов. «Таким образом, коренные зубы позднего Homo erectus уже очень похожи на коренные зубы раннего Homo sapiens»54. В это же время, вероятно, сформиро­вался также выступающий хрящевой нос, развилась безволосость и возникла потовая железа. Так как Homo erectus развил лучшие воз­можности добычи и обработки пищи, освободившие его по отношению к окружающему более сильному миру, он смог мигрировать в Азию, Америку и Европу.

Огонь и охота: Первые указания на использование огня встреча-

Глава 1. Эволюция — гоминизация — антропология

27

ются в Кооби Фора в Восточной Тюркане 1,5 млн лет назад. Наиболее вероятно, что уже ранние Homo erectus использовали огонь. Он со­здавал тепло, защищал от диких зверей и служил для приготовления мяса и для защиты от гниения.

Контроль над огнем и обращение с ним требовали не только технических, но и социальных способностей управления и координации. Первые свидетельства об охоте и захвате добычи восходят также к Homo erectus. Так, найдены каменные ору­дия труда и кости животных со следами надрезов, указывающие на то, что большая часть этих животных, которые могли оказаться в местах добычи и распределения только в случае запланированной охоты, бы­ли разделаны. Охота и распределение добычи, кроме того, требовали довольно высокой степени сноровки, а также коммуникативных спо­собностей и навыков согласованных действий. Едва ли можно переоце­нить их значение для развития разделения труда между мужчиной и женщиной и для создания человеческого общества. Серж Московичи выразил это положение дел в точной формуле: «охотник превратился

ГС

в человека, а не человек в охотника» .

Язык и культура: С ростом мозга и освобождением рук стали воз­можны первые формы языка. Для изготовления орудий труда необ­ходим был также язык. Даже если он не был похож на сегодняшнюю человеческую речь из-за невозможности дифференцировано произно­сить звуки, все же его предформы важны для пересечения физиоло­гических и культурных элементов в процессе гоминизации. Во взаи­модействии растущего мозга, практики изготовления орудий труда, охоты и распределения мяса возникла система сигналов (call system), обеспечившая лучшую коммуникацию. Где проходят границы этой воз­можности, сегодня трудно сказать с определенностью. Одно очевидно, эти формы языкового извещения играют важную роль в образовании ранних форм культуры. Эта палеокультура — система, порождающая высокую степень сложности, без этой системы высшая форма сложно­сти была бы обречена уступить более низким формам организации56. Эта система включает в себя правила организации, обычаи и запреты, технические знания по производству орудий труда, умения и сноровку, связанные с охотой и выращиванием потомства, а также общие знания об окружающем мире: о погоде, растениях, животных и т.

д.57

По распространенному, но неокончательному в своей определенно­сти мнению, Homo erectus происходит из Африки58. Использование орудий труда, поддержание огня, техника охоты и связанные с этим способности образуют важные предпосылки для миграции в другие части мира. Первые переселения позднего Homo rudolfensis или ран-

28

Парадигмы антропологии

него Homo erectus, вероятно, имели место 2 млн лет назад. За это время говорит также расширение пищевого биотопа. Самые древние следы человека на Яве и в Китае имеют возраст ок. 1,8 млн лет. Дальней­шие переселения произошли около 800 тыс. лет назад. 400 тыс. лет назад Homo erectus распространился в Восточной и Южной Азии, а также в Средней и Южной Европе. «В некоторых китайских раскоп­ках найден ранний человек, чей возраст примерно 280 тыс. лет, кото­рый представляет собой промежуточную форму между Homo erectus и Homo sapiens и соответственно классифицирован как "архаический Homo sapiens"»59. В Европе ему соответствует Homo heidelbergensis, анатомические признаки которого представляют собой смесь Homo erectus и неандертальца. В Атапуэрке в Испании в 1997 г. был открыт новый вид, названный Homo antesessor, у которого можно обнаружить общих для человека и неандертальца африканских предков.

Homo sapiens (sapiens) '

Около 700 тыс. лет назад в Африке, Азии и Европе возник архаиче­ский Homo sapiens. Если из его поздней формы, homo steinheimensis, происходит неандерталец60, то в Африке он появляется уже одновре­менно с возникновением Homo sapiens sapiens. После того как около 90 тыс. лет назад на Ближнем Востоке произошла встреча неандер­тальца и современного человека, 50 тыс. лет они сосуществуют, пока 30 тыс. лет назад неандерталец не исчезает с лица земли — событие, давшее повод для многих спекуляций61. Ископаемые раннего неандер­тальца, насчитывающего от 180 до 90 тыс. лет, найдены в Хорватии, Италии и Гибралтаре. Находки классического неандертальца, возраст которого от 60 до 30 тыс. лет, сделаны в Германии в Неандертале и в Зальцгиттер-Лебенштедте. В Спай в Бельгии и во многих местах Франции, а также в Израиле, Курдистане наталкиваются на похожие ископаемые. Мозг неандертальца на 1600 см3 больше чем мозг совре­менного человека, однако в расчете на единицу веса тела все же мень­ше. Неандерталец почти того же размера, что и современный человек, но крепко сложен и потому тяжелее по весу62. Небольшие размеры его тела наводят на предположение, что он жил в климатически более хо­лодной зоне, так как с уменьшением поверхности тела в отношении к объему тела тепловые потери становятся меньше. Подобная же ситу­ация с современными обитателями Гренландии. Поскольку во время последнего ледникового периода жизненные условия были суровыми, то возникло истощение. Ограничение количества растительной пищи

Глава 1. Эволюция — гоминизация — антропология

29

из-за климата, который был на 6 град, холоднее, чем современный, превратило мясо в основной продукт питания. Бивни мамонта служи­ли для изготовления оружия и инструментов. У неандертальцев была развитая культура орудий труда: наряду с рубилом, скребком, пикой уже были ножи с одним лезвием.

Важное представление об их культуре дает тот факт, что неандер­тальцы хоронили своих мертвых с погребальным приложением. Сюда относились краски, снаряжение и провиант, что позволяет сделать вы­вод о представлениях неандертальцев о потусторонней жизни. В Фер-разии во Франции найдены мужчина, женщина и трое детей, причем дети присыпаны охрой. В пещере Шанидар в Курдистане под и над скелетами найдены пыльца роз, гвоздик и гиацинтов, из чего следует, что умершего хоронили в цветах. Из этих находок можно заключить, что живущие заботились о мертвых и считали их по-прежнему отно­сящимися к живым. Они знали боль и горе и имели представления о конечности человеческого бытия, которые надеялись компенсиро­вать верой в потустороннюю жизнь. Неандертальцы имели не только ярко выраженные представления о прошлом и настоящем, но и пред­ставления о воображаемом и о возможности умершим жить дальше в потустороннем мире. Уже здесь обнаруживается осознание смерти и ее значения в жизни людей, что по сей день относится к важнейшим условиям, порождающим культуру и самопонимание человека63.

Согласно сегодняшнему нашему знанию, все говорит за то, что и Homo sapiens sapiens возник около 120 тыс. лет назад в Африке и впо­следствии заселил Ближний Восток, Азию и Европу. Находки в Борде Кав, Рив Мут в Южной Африке и в Омо/Кибиш в Эфиопии подтвер­ждают его африканское происхождение. Им предшествовали найден­ные ископаемые раннего64 и позднего65 архаического Homo sapiens. Эти открытия привели к отказу от распространенного в течение дли­тельного времени воззрения, будто Homo sapiens sapiens возник в Ев­ропе. Основанием для такого воззрения были находки пяти скелетов в 1868 г. в Абри фон Кроманьон в Бордонье на Юге Франции. Они за­метно отличались от неандертальцев и с анатомической точки зрения относились к современному человеку, к Homo sapiens sapiens. В связи с этими ископаемыми, насчитывающими примерно 25 тыс. лет, гово­рили о кроманьонском человеке. Ископаемым, найденным в Борнео и в Китае, 40 тыс. лет, ископаемым из Америки 30 тыс. лет. Происхож­дение во многих регионах современного человека невероятно. Совре­менный человек, пришедший в Европу около 40 тыс. лет назад жил не в пещерах66, а в районе входа в эти культовые места, в шалашах,

30

Парадигмы антропологии

а от холода укрывался шкурами. Современный человек превосходил неандертальца не только в технике орудий труда. У Ориньяка, от 28 тыс. до 22 тыс. лет назад, можно обнаружить наряду с ножами, скребками и резцами, также копье, стрелы и лук. В Граветьене, от 28 тыс. до 20 тыс. лет, острие копьев заправлено в деревянные ножны. В Магдальене, от 18 тыс. до 11,5 тыс. лет назад, для копья уже име­лась катапульта и были эстетически привлекательные художественные объекты67. С изобретением обработки металлов несколько тысяч лет назад культура каменных орудий труда, насчитывавшая 2,5 млн лет, наконец подошла к концу. В отличие от неандертальца, современный человек мог прежде всего «лучше использовать ресурсы окружающей среды, форма его социальной организации была выше, они развивали передающиеся из поколения в поколение нравы и обычаи, строение их скелета и мускулов было менее энергоемким, детская смертность была ниже, в целом они жили более безопасно, достигали большего возрас­та и были более плодовиты»68. В последующем из эволюции Homo sapiens sapiens вырастает история человека.

Знание о том, что у человека и шимпанзе 98% генов являются об­щими, ведет сегодня к тому, что в центре внимания стоят не столько различия, сколько общее между человеком и животными69. То же са­мое акцентируют исследования приматов70, результаты которых в по­следние десятилетия привели к тому, что наш образ животного стал более комплексным и мы больше чем прежде видим следы эволюци­онного поведения в наших действиях71.

Это изменение в восприятии отношений между людьми и живот­ными — результат эволюционных исследований и принципиального за­труднения в понимании, с какой стадии развития ископаемых и дру­гих остатков можно уже вести речь о человеке. И хотя люди имеют день рождения, но человек его не имеет. Человек — результат не одно-го-единственного акта творения, но длительного процесса, в котором взаимодействуют множество факторов и в конце концов появляется человек. Становление человека — временной, исторический процесс, в котором нераздельно взаимно обусловливающим образом переплета­ются «естественные» и «культурные» элементы. Не отдельные факто­ры, а вся совокупность многих различных факторов создает человека.

Становление человека можно понять как многомерный морфо­генез, складывающийся из взаимодействия экологических, генети­ческих, интеллектуальных, социальных и культурных факторов. В этом процессе приходят в сцепление, согласно сегодняшним знаниям, экологические изменения, приводящие к расширению саванн и тем са-

Глава 1. Эволюция — гоминизация — антропология

31

мым к «открытому» биотопу, генетические изменения у уже прямо­ходящих высокоразвитых приматов, изменения социального самовос­производства вследствие отщепления молодых групп и использования новых территорий. Новые биотопы привели к значительным требова­ниям в искусности и коммуникационной способности двурукого дву­ногого, который уже мог использовать и производить простые ору­дия труда. Охота предъявила к ставшим всеядными гоминидам но­вые требования: бодрствование, внимательность и хитрость в поведе­нии. Понадобились новые формы кооперации и коллективного взаи­модействия в защите от диких зверей, в поиске пропитания, в охоте и распределении добычи, а также в выращивании потомства они при­вели к дальнейшему развитию способностей мозга. «Таким образом, саванна, эта новая экосистема, привела в действие диалектику (од­новременно феноменальную и генетическую) ног, рук и мозга и яви­лась первоистоком техники и всего остального развития»72. В ходе этого процесса возникло палеосообщество с культурно поддерживае­мым разделением труда между мужчинами и женщинами и с иерархи­ей социальных отношений, с постепенно усложняющимися языком и культурой. Неотения, незавершенность мозга при рождении, растянув­шееся детство с длительной аффективной связанностью поколений и появившаяся вместе с тем возможность всеобъемлющего культурного обучения ускорили процессы гоминизации. Интеллектуализация, омо­ложение и нарастающая общественная и культурная сложность ор­ганизации взаимно обусловливают друг друга. Сложность организа­ции мозга требует соответствующей ей социально-культурной органи­зации. Творческий потенциал мозга может найти свое выражение и раскрыться только в параллельно развивающейся с ним социально-культурной организации. Из этих диалектических отношений следует, что человек с самого начала существо культурное, его «естественное» развитие культурно. «Конечная станция процесса человеческого ста­новления— на самом деле одновременно его начало. Человек, достиг­ший своего завершения в Homo sapiens, — юный и детский тип; его гениальный мозг без культурного аппарата слабоумен; все его способ­ности должны быть впитаны с молоком матери. Становление человека завершается в принципиальной и неизменной творческой незакончен­ности человека»73. Однако становится ясно, что Homo sapiens и Homo demens неразделимы, и все значительные продвижения человека со­провождались на другом полюсе страхом и ужасом74.

32

<< | >>
Источник: Вульф К.. Антропология. История, культура, философия. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та,2008. - 280 с.. 2008

Еще по теме Первобытный человек: