Характеристика первого периода развития первобытного общества
Значительное время в своей истории, по мнению Л.А. Морозовой и В.А. Толстика, люди существовали в условиях первобытного стада. Это был период так называемой присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) .
Орудия труда были примитивными (природные материалы – камни и палки). «Постепенно по мере совершенствования орудий труда (в эволюции человека данного периода можно выделить каменный век, бронзовый век и железный век), открытия способов искусственного добывания огня появилось более обширное и прочнее организованное, чем первобытное стадо, объединение людей – род» .В Философском словаре под редакцией И.Т. Фролова термин «род» определяется, как «основанная на кровных связях форма общности людей, возникающая в первобытных общинах на базе экономических отношений». При этом отмечается, что «род изначально существовал в мужской и женской формах (патриархат, матриархат) не в качестве отдельного объединения, а в виде групп родственников, живших в разных общинах. Род служил ядром общин, сплачивал в единое целое их членов, обеспечивал воспроизводство потомства, способного к труду и социальным отношениям, посредством регулирования брачно-семейных отношений, совместного воспитания и материального обеспечения детей» .
Проф. Альберт Семенович Пиголкин полагает, что «род (первобытная родовая община) представлял собой первичную ячейку организации первобытно-общинного строя, объединяемую кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства и проистекающим из этих условий равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода» .
Примерно аналогичной точки зрения придерживаются проф. Л.А. Морозова и доцент В.А. Толстик Так, Л.А. Морозова считает, что «формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство» .
В.А. Толстик пишет, что «род – исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство» .Другие авторы этот термин определяют как «коллектив кровных родственников по материнской (матрилинейный род) или отцовской (патрилинейный род) линии, ведущих происхождение от общего предка». При этом отмечают, что «для рода характерны экзогамия, часто – родовое имя, родовые культуры» .
По мнению проф. Михаила Флегонтовича Владимирского-Буданова (1838–1916), «чистые родовые формы возможны лишь в кочевом быту; осевший род составляет сначала задругу, в которой кровные начала еще преобладают над территориальными; задруга, разложившаяся на отдельные жилища, составляет общину. У славян, – отмечал далее проф., – на это указывают родовые окончания названий общин (уветичи, дедогостичи, дедичи и пр.) .
Первые упоминания историков о славянах свидетельствуют, что они переходили к земледелию и разведению домашнего скота, но продолжали заниматься собирательством, а также охотой. По мнению Татьяны Васильевны Кашаниной, «у древних славян была сильная родовая связь. Разросшаяся семья называлась домашней, хозяйственной общиной. Кровные родственники, из которых состояла община, вели общее хозяйство, владели общей собственностью, имели одинаковые права. Они подчинялись старшине». До эпохи расселения славяне, – пишет Т.В. Каша-нина, – жили родовыми союзами, каждый из которых держался на двух опорах: на власти родового старшины и родового имущества .
Социальное управление в родовой общине характеризовалось следующим.
1. Источником власти являлась вся родовая община в целом. Члены родовой общины сами для себя устанавливали правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности.
2. Высшим органом власти было общее собрание (совет, сход) всех взрослых членов рода, родовой общины. Совет (собрание, сход) решал все важнейшие вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между членами рода или между отдельными родами.
3.
Власть в первобытном обществе основывалась на авторитете какого-либо члена общины (потестарная власть – лат. мощь) , а также на уважении и обычаях.4. Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, который, по мнению доцента В.А. Толстика, избирался «обычно на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами» . Между тем проф. Т.В. Кашанина полагает, что старейшину не выбирали, им становилось лицо фактически, т. е. все сородичи как бы молчаливо признавали, что данный человек выделяется среди них особыми качествами, за что его боялись, уважали, слушались и даже почитали. Старейшиной мог быть зрелый человек, обладавший особыми личностными качествами: жизненным опытом; мудростью; умением предвидеть события; организационным талантом; сильной волей. Он организовывал жизнь рода, т. е. руководил повседневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива. Помимо прочего старейшина рассматривал споры между сородичами, а также участвовал в общественном производстве наравне с другими ее членами . Его власть не являлась наследственной.
5. Принуждение к нарушителям установленных правил поведения, принятого порядка общения между людьми, осуществлялось на основании решения всех взрослых членов родовой общины. За убийство члена общины назначалась кровная месть. Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть .
В этот период существовал матриархат (гинекократия) , который являлся одной из ранних форм родовой организации первобытно-общинного строя, характеризующейся первенствующей ролью женщины в общественном производстве (воспитание потомства, ведение общественного хозяйства, поддержание очага и другие жизненно важные функции) и в социальной жизни родовой общины (управление ее делами, регулирование отношений ее членов, отправление религиозных обрядов) . «При матриархате, – пишет доцент В.А. Толстик, – счет родства велся по линии матери (материнский род), а муж переходил на жительство в родовое поселение жены».
«На смену неупорядоченных половых отношений пришел групповой брак». При таких отношениях установить настоящего отца было практически невозможно. Именно поэтому родство шло исключительно по материнской линии .Однако, по мнению проф. Татьяны Васильевны Кашаниной, женщины не конкурировали за иерархический ранг в первобытном обществе по той простой причине, что были обременены биологическими обязанностями по воспроизводству рода человеческого. Лишь высокоразвитая цивилизация дает возможность выполнения женщинами обязанностей лидеров менее обременительными. В связи с этим, полагает Т.В. Кашанина, на первый взгляд кажется непонятным, откуда взялась теория матриархата. «В. Дольник, – пишет она, – считает ее выдумкой кабинетных ученых XIX века и утверждает, что матриархат наблюдался лишь у некоторых зашедших в тупик деградированных племен, обитавших в крайне неблагоприятных условиях» .
Рассматриваемый период характеризуется также матрилинейностью , матрилокальностью , многобрачием (эндогамией ; полигамией – полиандрией , полигинией ; экзогамией ).