Характеристика второго периода развития первобытного общества
В силу ряда объективных и субъективных причин постепенно происходили процессы, с одной стороны, объединения родовых общин в более крупные социальные образования – племена (фратрии), с другой – формировались патриархальные семьи.
Одними из таких важных причин были: 1) установление запрета на внутриродовые брачно-семейные отношения, поскольку в результате кровосмешения рождались неполноценные, больные люди и род был обречен на вымирание; 2) необходимость коллективного и организованного отражения нападения со стороны других социальных групп, которые стремились, с одной стороны, завоевать более плодородные земли, используемые иными родовыми общинами, с другой – поработить себе подобных с целью их эксплуатации; 3) общность языка, религии, традиций, обрядов, обычаев и единой занимаемой территории.Именно борьба за выживание в сложных природных условиях повлекла за собой дальнейшее интеллектуальное развитие человека, благодаря которому стало возможным разделение труда и усовершенствование его средств. От охоты на диких животных и собирательства природных продуктов произрастания первобытные люди перешли к животноводству и земледелию. При этом они изобретали и использовали различные средства труда, а также орудия нападения и сооружения защиты. В этой связи появился еще один вид деятельности человека – ремесло, с развитием которого увеличивалась и производительность труда. В результате возникла проблема распределения излишне произведенного продукта человеческой деятельности. С одной стороны, его распределение происходило посредством обмена (торговли), с другой – появилась реальная возможность сначала на добровольной основе, а затем и принудительного его изъятия на содержание объективно формировавшегося аппарата управления (защиты и насилия).
Племя (фратрия) – более сложное, в отличие от родовой общины, социальное объединение людей первобытного общества.
Оно включало в себя существовавшие еще родовые общины, а также вновь образованные патриархальные семьи, совет старейшин (совет племени), военных и гражданских вождей.Совет старейшин появляется на более поздней стадии развития первобытного общества, когда человеческая популяция разрасталась, а роды объединялись во фратрии и племена. Этот орган социального управления первобытного общества формировался из числа старейшин, предлагаемых в совет родовыми общинами и семьями. Вместе с тем стал появляться круг вопросов, общих для всех соседствующих общин (семей, родов). В частности, совет старейшин согласовывал действия семей, родовых общин в проведении сельскохозяйственных работ и пастьбы домашнего скота, рассматривал вопросы организации обороны и защиты от нападения со стороны других племен, обсуждал санитарно-гигиенические вопросы и разрешал споры между родами и семьями, а также решал все иные важные вопросы жизнедеятельности племени. Одним из таких вопросов был вопрос о рассмотрении кандидатур на пост главы племени (старейшины, вождя). Поскольку в совете старейшин племени были достойные представители от каждой родовой общины, семьи, то решить этот вопрос было делом весьма сложным. Каждый из них был готов возглавить повседневное управление делами в племени. Однако как и прежде, побеждал тот, кто был одновременно опытнее, мудрее, умнее, храбрее, смелее и вместе с тем обладал хорошими волевыми и физическими качествами.
Аналогичные процессы происходили и у славянских племен. Они также объединяли родовые общины, которые включали в себя патриархальные семьи. «Община представляла собой, – пишет Т.В. Кашанина, – небольшую деревеньку…, несколько таких деревенек или поселков объединялись в союзы», которые «уже были не кровнородственными, а территориальными или соседскими, объединенными экономическими интересами, а также интересами взаимной защиты» .
В VII веке славянские племена, по мнению Т.В. Кашаниной, делились «на три группы: западные, южные и восточные. К западным племенам принадлежали славяне прибалтийские, поляки, чехи и словаки.
К южным славянам относились хорваты, сербы и болгары. В состав восточных славян входили русские, украинцы и белорусы» .Проф. М.Ф. Владимирский-Буданов отмечал, что славянские племена «различались в этнографическом, правовом и культурном отношениях и большей частью относились враждебно друг к другу» . Среди них ученый выделял: 1) радимичей (союз восточных славянских племен междуречья верховья Днепра и Десны, 885 г., в XII веке занимали большую часть Черниговской и северную часть Смоленской земли); 2) вятичей (р. Вятка, Новгород); 3) кривичей (союз восточно-славянских племен в VI–X веках в верховьях Западной Двины, Днепра, Волги – Смоленск, Полоцк, Изборск); 4) дреговичей (Киев, Чернигов, Полоцк); 5) древлян (союз восточно-славянских племен в VI–XII веках, находившихся южнее реки Припять, между реками Случь и Тетерев). Среди славянских племен были также поляне (восточно-славянское племенное образование VI–IX вв., находившееся на берегу Днепра и низовий его притоков от устья Припяти до Росси) и северяне (союз восточно-славянских племен в VIII–X веках, располагался на берегах рек Десны, Сейма и Сула) .
По мнению авторов «Энциклопедического словаря русской цивилизации», в IX веке в пределах территории нынешней Европейской России жили следующие восточно-славянские племена: 1) новгородские славяне – у озера Ильмень и по Волхову; 2) кривичи – по Западной Двине и на верховьях Днепра; 3) дреговичи – между Припятью и Березиной; 4) радимичи – между Днепром и Сожью; 5) северяне – по Днепру до Сулы; 6) поляне – по Днепру от Припяти до Роси; 7) древляне – по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву; 8) волыняне (бужане, дулебы) – по Западному Бугу; 9) тиверцы и уличи – по нижнему течению Днепра и Днестра; 10) вятичи – по Оке. Многие исследователи, отмечают далее авторы словаря, полагают, что наименование «русские» восходит к названию одного из славянских племен – родиев, россов, или руссов. Все эти племена объединились в три родственные ветви – великороссов, малороссов и белорусов.
Среди великороссов наиболее крупные, различающиеся по наречиям языка («окающий» и «акающий») и особенностям в постройках, одежде, некоторых обрядах и т.п., – северные и южные великорусы. Связующее звено между ними – средневеликорусская группа, занимающая центральный район – часть Волго-Окского междуречья (с Москвой ) и Поволжья; она имела в языке и культуре как северно-, так и южно-великорусские черты. Более мелкие этнографические группы великороссов – поморы (на берегу Белого моря), мещёра (в северной части Рязанской обл.), различные группы казаков и их потомков (на pеках Дон, Кубань, Урал, Терек, а также в Сибири); старообрядческие группы – «поляки» (на Алтае), «семейские» (в Забайкалье), «каменщики» (на р. Бухтарма в Казахстане); особые группы составляют великороссы на Крайнем Севере (по p. Анадырь, Индигирка, Колыма), воспринявшие черты окружающих народов. Ряд этнографических групп существовало и среди малороссов: центрально-восточная (юго-восточная), северная (полесы) и западная (юго-западная). Среди белорусов выделяются полешуки (полещуки) – жители полесья; наиболее своеобразны среди них пинчуки – население Пинского Полесья . «Из всех славянских племен летописцы и иностранные авторы, – пишет Т.В. Кашанина, – особо выделяют два племени, указывая на их более высокий уровень развития и лучшие нравы, – полян и новгородских славян. Центром полянского племени был город Киев на Днепре, славяне же воздвигли Новгород» . «Во главе племени, – полагает ученый, – стоял князь... Общие дела решались на собраниях, которые назывались вече» .В этот период существовал патриархат4, который являлся одной из поздних форм развития первобытного общества. Характеризуется этот период тем, что значимую роль в общественном производстве (в обработке земли, скотоводстве, ремесле, торговле и в других важных для существования семьи процессах), а также в социальной жизни племени (в управление его делами, регулирование отношений его членов, отправление религиозных обрядов и др.) играют мужчины. Для этого времени также характерны патрилинейность, патрилокальность, единобрачие (моногамие)5.