Глава 2 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Возникшие в XIX веке исследования эволюции соединились с уже существовавшей верой в непрерывный прогресс исторического развития. Эти исследования и все науки, работающие в контексте этих исследований, стали понимать себя как эмпирически ориентированные естественные науки и изучать становление человека во взаимосвязи с историей жизни и родством всего живого.
Философская же антропология возникла после Первой мировой войны, в то время, когда человек начал сомневаться во всеобщем прогрессе и в себе и стал искать основу для самопонимания в биологическом знании и в сравнении человека и животного.В центре философской антропологии стоят антропологические работы Макса Шелера (1874-1928), Гельмута Плеснера (1892-1985) и Арнольда Гелена (1904-1976)1. Несмотря на значительные различия между этими авторами, их труды первой половины XX века называют Философской антропологией, в которой должны разрабатываться следующие вопросы: чем человек отличается от животного, в чем специфика человеческих условий и в чем суть conditio humana. При всех различиях эти авторы согласуются в том, что в центре антропологии стоит человеческое тело, в котором уже и проявляются его существенные отличия от животного. Когда человек стал очень неуверен в себе и осознал это, то обращением к телу в качестве исходной точки самоудостоверения надеялись приобрести знание, подкрепленное естественнонаучными исследованиями2. С этим направлением происходит отказ от идеализма и философии сознания и решительное обращение к телу, как исходному пункту для антропологической мысли. Теперь уже не разум, а творческое многообразие жизни интересует философию.
В 1927 г. Макс Шелер делает в Дармштадте доклад «Особое положение человека», который в 1928 г. выходит под названием «Положение человека в Космосе» и считается началом Философской ан-
Глава 2. Философская антропология
35
тропологии. Шелер умер в том же году и не успел непосредственно подготовить к печати заявленный на 1929 г. труд по антропологии. Зато в том же 1928 г. философ и биолог Гельмут Плеснер представил миру свое основное антропологическое произведение « Ступени органического и человек». Несмотря на огромную разницу в материале и в аргументации сочинение Шелера и книга Плеснера похожи в том, что они исходят из ступенчатой структуры органического. От этого подхода отличается исследование Арнольда Гелена « Человек. Его природа и положение в мире», вышедшее в 1947 г. в переработанном и исправленном варианте (прежде всего в отношении национал-социалистской направленности мысли). В центре внимания Гелена находится человек как действующее существо.