<<
>>

Положение человека в Космосе

Исходным положением антропологии Шелера является осознание того, что «никогда в истории человек не был столь проблематичен для себя как в настоящее время»3. Поэтому речь идет о том, чтобы в сту­пенчатом построении космоса установить особое положение человека, состоящее в его метафизической укорененности.

Растения, животных и людей от неорганического мира отличает экстатический чувственный порыв, в нем находит свое выражение жизненный порыв, нецентри­рованный и потому направленный вовне бессознательно. Для Шелера все живое одушевлено; наряду с направленной вовне видимой сторо­ной, живое имеет также обращенную вовнутрь, недоступную сторону.

Вместе с инстинктом, второй ступенью живого, в игру вступает отношение человека и животного. В отличие от человека, наделенного слабыми инстинктами, животные, управляемые сильными инстинкта­ми, имеют поведенческую определенность. У животных витальным по­рывом и отношением к миру управляют врожденные инстинкты. Из-за слабой выраженности инстинктов у человека отсутствует такая опре­деленность. Но эта нехватка одновременно образует силу человека; она делает возможным свободное от инстинктов, спонтанное человеческое действие. Согласно точке зрения Шелера, разделяемой также Фрей­дом и Геленом, в отсутствии инстинктивного управления движущим порывом лежит причина характерного для человека избытка влече­ния. Для того чтобы адекватно жить в социуме и в общественных структурах, человек вынужден сублимировать и вытеснять избыточ­ную энергию влечения.

С животными человека объединяет способность ассоциативной

Парадигмы антропологии

Глава 2. Философская антропология

37

памяти, взаимосвязанной с инстинктивным поведением, влечением и потребностями; для этой памяти важную роль играют условные рефлексы и воспроизведение поведения. С ассоциативной памятью связана способность, выходящая за рамки чистой инстинктивности.

«Действенность ассоциативного принципа означает в структуре пси­хического мира одновременно разрушение инстинкта... Далее она означает возрастающее выделение органического индивида из видовой связанности... »4.

Четвертую ступень, которую человек делит с приматами, состав­ляют практический ум и выбор. Последние являются высшей формой биофизического. Задача практического ума — удовлетворять с помо­щью действия потребности. Для этого нужны процессы отбора, в ко­торых совершаются ценностные суждения, направляющие действие к осуществлению цели. Для того чтобы действовать, требуется предвос­хищение целей, касающихся удовлетворения потребностей. Централь­ную роль здесь играет практическое знание (см. главу 7).

От этих четырех ступеней биофизического, в которые включен и человек, отличается последняя ступень, область духа, доступ к кото­рой открыт только человеку. Так как помимо своей природной детер­минированности он не только обусловлен влечением и окружающей средой, как животные, но и свободен от витальной зависимости и от­крыт миру. Такое духовное существо обладает миром. В отличие от животного, воспринимающего окружающий мир через свои влечения и инстинкты, человеку слабость инстинктов и зияние между влечени­ем и его удовлетворением позволяют быть «духовным существом» и постигать так-бытие предметов и тем самым мира, вместо того что­бы учитывать только специфическую окружающую среду. Согласно Шелеру, дух пронизывает все сферы и действия человеческой жизни и влияет на их организацию. И хотя дух обладает властью при орга­низации сфер жизни, которые человек делит с животными, но сам он не располагает нужными для этого силами. При осуществлении своей власти он скорее зависит от витальной энергии. И хотя дух может ска­зать «нет», но дать отпор желаниям и потребностям он может только с помощью жизненной силы. На основе духа человек — «аскет жизни». «Последняя цель состоит в том, чтобы оживить дух и сублимировать жизнь в дух»5.

В центре человеческого—«стряхивание оков мира» и «экзистен­циальное освобождение от органического», благодаря которому цен­тры противодействия, воспринимаемые человеческим организмом во внешнем мире, трансформируются в предметы.

Поскольку человек

существо духовное, он может постигнуть так-бытие этих предметов без ограничений, налагаемых витальной системой влечений и предше­ствующими ей органами чувств с их функциями на этот предметный мир и его данность. Так Шелер характеризует свободу от окружаю­щей среды, объективность и открытость к миру человека. При этом у него не проводится различения между установкой на объективность и установкой на так-бытие предметов. Характеристика Шелером спо­собности человека к опредмечиванию и объективации как отличающей человека открытости к миру, продумывается им не глубоко. В основе как способности к опредмечиванию, так и способности к объективации лежат определенные, развивавшиеся исторически и формировавшиеся культурно установки, которые являются результатом долгого цивили-зационного процесса и позволяют нам сегодня в нашей культуре вос­принимать мир предметно и объективно. «Способность к чистой объ­ективности, к дистанцированному постижению предметов нельзя рас­сматривать как завершение открытости к миру. Скорее именно благо­даря открытости к миру распознаются и преодолеваются границы ди­станцированного опредмечивания, хотя основанием для такого опред­мечивания мира прежде была открытость к миру. Открытость к миру реализуется в целом ряде ответов, которые, изменяя собственную эк­зистенцию человека, являются вызовом миру. Формально говоря, речь здесь, видимо, идет только об оценке собственного веса: один раз че­ловек переоценивает свой вес, уполномочивая себя на господство, в другой раз перевес признается за миром, а человек адаптируется к нему. Но на самом деле налицо диалогическое отношение... »6.

Проект философской антропологии Макса Шелера критиковали за то, что он будто бы не развивает никакой перспективы, выводящей за пределы его прежних трудов. И что ему не удалось преодолеть ди­хотомию между телом и духом, не преодоленную со времен Платона и Аристотеля, что он всего лишь продолжает картезианское разде­ление сознания и тела. Будто бы антропология Шелера, оставаясь в рамках феноменологического созерцания сущностей и фундаменталь­ной онтологии и используя традиционные понятия личности и мира, в значительной мере остается во власти философских течений своего времени и потому недостаточно перерабатывает эмпирический мате­риал естественных и гуманитарных наук7.

38

Парадигмы антропологии

<< | >>
Источник: Вульф К.. Антропология. История, культура, философия. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та,2008. - 280 с.. 2008

Еще по теме Положение человека в Космосе: