Тело в центральном проблемном поле антропологии
Снова и снова наличие человеческого тела задает загадки. Хотя тело можно ощущать, но это ощущение доступно сознанию лишь в ограниченной степени. Тело доступно пониманию только в исторических и культурных проявлениях32.
Задачей Исторической антропологии является изучение этих проявлений, причем в фокусе находится телесная сторона исследуемых законов и потому возникают новые перспективы. Это можно пояснить на примерах миметического обучения как культурного обучения, теории и практики перформативов, на примере ритуалов как практик, создающих сообщество, на примере языка, находящегося между всеобщностью и частностью, на примере отношения образа и воображения, а также на примере смерти как Другого жизни.В Античности процессы подражания и уподобления назывались миметическими. В третьей книге платоновского Государства слово «мимезис» используется как синоним воспитания. То, чему обучается человек, он обучается миметически, следуя образцу. Платон не видит никакой возможности сопротивляться принуждению вести себя миметически, то есть уподобляться образцу. Поэтому плохие образцы, по его мнению, должны быть исключены из общества. Аристотель также подчеркивает особый миметический дар человека, связанный со свойством человеческого тела. Хотя умаление мимезиса до сферы эстетики, предпринятое Платоном в десятой книге Государства, впервые учреждает самостоятельную сферу эстетики, находящуюся вне проблем истины, но оно же одновременно обесценивает эту сферу. Несмотря на возражение Аристотеля, эта заниженная оценка долго тяготела над
пониманием мимезиса. Корректировка произошла только с обнаружено нием антропологического значения миметических процессов .
Из этого становится ясно, что человеческое тело образует основу миметического отношения к миру. С помощью миметических про-
Глава 6. Тело как вызов
127
цессов люди вступают во взаимоотношения друг с другом и с окружающим миром.
В миметических процессах, опирающихся на тело и органы чувств, социальные субъекты заново превращают предшествующий им мир в свой мир. Они создают свой собственный мир и одновременно включаются в сообщество. Они соучаствуют в сообществе и придают ему телесную форму. Так же как в мире содержатся социальные субъекты, социальные субъекты содержат мир в своих телах. Пластичность человеческого тела исключает чистое подчинение миру; она скорее позволяет продуктивное оформление тела, при котором главное значение имеет движение. В миметическом действии рождается практическое знание, сохраняющееся в памяти тела и актуализирующееся в различных ситуациях. В инструментальном использовании тела приобретаются техники тела, которые делают возможным планомерное, контролируемое и функциональное применение тела.В этих процессах происходит обучение использованию жестов, которые относятся к наиболее важным телесным формам представления и выражения. Обретенная в мимезисе способность выразительного жеста включает в себя институциональные нормы, ценности и отношения власти. С их помощью формируются движения и позиции тела. То же самое верно в отношении приобретения ритуального знания, практической игровой компетенции, а также всех остальных культурных и социальных сфер, где требуется практическое знание34.
Анализ культурных процессов в отношении их перформативного характера ведет к новым перспективам35. Ощущения, знания, медиа, ритуалы и gender можно понимать как практики перформативов, в которых наслаиваются друг на друга речевые, телесные и эстетические аспекты. Характерным для этих практик является их инсценирование и исполнение. Ощущение понимается как целый ряд связанных друг с другом действий, которые создают историческое, культурное и медийное пространства; при создании этого пространства важно ритмическое взаимодействие времени, порядка и движения, воспоминания и ожидания. Знание и наука также имеют перформативную сторону, увязанную с их характером инсценирования и исполнения, в этом выражается хотя и исторически различная, но все же неизбежная классификация науки.
Средства коммуникации (медиа) позволяют приблизить удаленное, делают его ощущаемым. Их перформативный характер сказывается в их использовании, в сочетании материальности и своенравия, а также в установлении связей между различными медиа (в интермедиальности). В различных медиа процессы воплощения128
Проблемное поле Исторической антропологии
или развоплощения выражены с разной силой. Телесность Другого и перформативное обращение с ним играет центральную роль в ритуальной компенсации различий. В зависимости от контекста ритуальные действия развивают исключающие или включающие технологии, в которых дело идет об инсценировании и телесном исполнении власти и инаковости. В формировании гендера инсценированию тела также отводится важное место. Гепдер можно понимать как результат воплощения пола, при возникновении которого большую роль играют относительность и историчность. В этих процессах развертывают свое действие практики исполнения власти, образования габитуса и переоценки норм.
Перформативный характер ритуалов и ритуализации играет важную роль в создании, сохранении, изменении и передаче культуры подрастающему поколению36. В отличие от дискурсов их влияние существенным образом связано с телесной стороной. Ритуалы возникают благодаря символически закодированному инсценированию и исполнению человеческого тела. Ритуальная аранжировка создает общность участвующих в ритуале, даже если значение ритуала интерпретируется участниками по-разному. Без телесного инсценирования и исполнения не возникают ни общность, ни социум. Ритуалы соединяют прошлое, настоящее и будущее. Как повторения они всегда являются инсценировкой и исполнением, в том числе и нового, и открыты для трансформаций в будущем. С их помощью нормы и ценности вписываются в тела участников ритуала. Многие ритуалы маркируют точки особого значения в пространстве и времени; они проводятся на смене времен года или организуют переход от одной общественной позиции или институции к другой. В этом процессе можно различать фазы расставания, перехода и новой интеграции.
В ритуале выравниваются различия, учреждается и модифицируете? порядок. Если ритуал не исполняет свою организаторскую функцию, то грозит вспышка насилия. Ритуалы включают весьма различные формы телесного инсценирования и исполнения, от литургии, церемонии до праздника. В этих формах важная роль отводится ритуальному производству сакрального, в рамках такого производства центральное значение приобретают магия сакрального действия и речи. Кажущаяся естественность ритуала производит впечатление, что так было всегда и скрывает тем самым инсценированные в ритуале властные отношения. Заложенная в ритуале динамика, способствующая изменениям, обычно неочевидна.Ритуальная сторона культурного инсценирования и исполнения
Глава 6. Тело как вызов
129
указывает на перформативный характер речи. Если при этом речь идет о каком-то аспекте отношения тела и речи, то принципиальное значение приобретают телесные предпосылки языка37. Способность к языку является врожденной. Ее начало относят ко времени от 100 тыс. до 200 тыс. лет назад, и, вероятно, уже 40 тыс. лет назад она уже довольно хорошо сформировалась. Чтобы способность к языку могла развиться, руки и зрение должны были освободиться от лазанья и перехватывания, а также должно было произойти увеличение мозга, развитие функциональной асимметрии мозга, образование речевых центров, опущение гортани и развитие голосового аппарата и слуха. Общая способность речи привела не к образованию единого языка, а к развитию разнообразия языков. Хотя способность образовывать вообще слова, синтаксические конструкции и предложения заложена в человеческом теле и передается по наследству, но она не объясняет разнообразие слов или грамматических правил отдельного языка. Обучение языку должно происходить вовремя, иначе способность к нему будет утрачена навсегда. Исследования мозга также подтверждают, что необходимы ранние процессы обучения, чтобы выработалась языковая способность. Если же освоение одного языка произошло, то нет никаких препятствий для приобретения других языков.
Если не использовать эту возможность, то обучение языку в преклонном возрасте вряд ли уже возможно. При артикуляции звуков языка человеческое тело и активно действует, и пассивно воспринимает. Звук, произведенный при артикуляции, одновременно слышится ухом. При ощупывании также есть этот опыт двойного переживания. Структурное соответствие между рукой, занятой орудием труда, и телом, ориентированным на символизацию, играет центральную роль в развитии руки и языка и их взаимных пересечениях. Язык укоренен в непосредственном движении человеческого тела, в артикуляции голосового аппарата и возникающей из нее последовательности речи, а также в сопровождающей ее артикуляции мыслей. С помощью этих двух артикуляций слух непосредственно связывается с порождающим речь голосом и участвующими в этом мыслями.Но не только речь, но и воображение тесно связано с телесностью человека. Возможно, что оно коренится в вегетативности человеческого тела и его можно понимать как проекцию избытка влечений человека38. В любом случае, человек постижим в равной мере и как существо фантазирующее, и как существо говорящее. Так понимает человека Касториади, когда исходит из того, что воображаемое — это постоянно преобразующееся творение образов, при котором происхо-
130
Проблемное поле Исторической антропологии
дит наслоение телесной энергии историко-социальных форм и содержаний, благодаря чему возникают коллективные и индивидуальные значения, изменяющиеся в ходе исторического и культурного развития. Воображаемое учреждает в мире представлений человека осмысленные формы и оформленные смыслы; поэтому они приобретают влияние на действия человека.
Таким образом, воображаемое творит общий исторический и культурный мир, на основе которого формируется сообщество. Эти воображаемые значения структурируют язык, ценности и действия людей и оказывают влияние на внутреннее строение сообщества и на жизнь социальных субъектов. Воображаемое становится двигателем постоянного самоудостоверения и самоизменения субъекта, а также сообщества.
С помощью воображения внешний мир преобразуется во внутренний, а внутренний — во внешний. Воображение делает возможными миметические процессы и ритуальную аранжировку, а также через коллективные образы, значения и ритуальные практики оно делает возможным сообщество. Оно способствует восприятию и памяти тела, страстному желанию и пожеланию, мечтам и проекциям и создает образы и звуки, запахи и вкусы, а также тактильные ощущения. Воображение и речь, мышление и образы неразрывно связаны друг с другом.Одна из больших тем воображаемого — смерть, угрожающая человеку, вызывающая страхи и приводящая в ужас; найти подход к смерти пытаются религия и философия, литература и наука39. С точки зрения эволюционного исследования и теорий человеческого становления тело современного человека нельзя было бы понять, если бы не было смерти бесчисленных поколений предчеловека, первобытного человека и раннего человека.
Жизнь и умирание обусловливают друг друга и их можно понять только в их взаимном соотношении. Временность и смертность не только образуют границы человеческого тела; они одновременно являются условиями, способствующими его развитию. Без смерти не было бы ни человеческого тела, ни рода, ни жизни индивида. Смерть — это не только угроза индивидуальной жизни, но и жизни сообщества, для членов сообщества неизбежен опыт потери и боли, связанный со смертью. Поэтому все культуры развивают стратегии обращения со смертью. К наиболее важным относятся ритуалы заботы и обслуживания умирающего, а также ритуалы погребения и траура. Здесь в различных культурах и в разные исторические эпохи развивались многообразные ритуалы, мифы, образы, помогающие человеку
Глава 6. Тело как вызов
131
не только пережить переход от жизни к смерти, но и оформить этот переход. Как и прежде, смерть остается местом пустоты, беспокоящим человека, вызывающим его воображение и его мысль, не оставляющим его в покое; о смерти по-прежнему можно сказать: «Смерть обращается к нам тихим голосом, ничего не говоря нам» (Поль Валери).