<<
>>

Кастовая система.

Каста (от лат. castus — безупречный, чистый, непорочный через порт. casta - раса, род, сословие) — наследственно замкнутая общность людей, связанная внутрикастовой эндогамией, взаимопомощью, сотрапезничеством.
Касты возводили себя к общему (нередко мифическому) предку, отличались профессиональной специализацией, эндогамными предписаниями при строгой экзогамии составляющих касту кланов.

Генезис каст в целом связывают с общественным разделением труда. Каста часто сочетается с определённой этнической или конфессиональной принадлежностью. В кастовых обществах наблюдаются строгая иерархия статусов каст, развитые представления о ритуальной «чистоте» или «нечистоте» разных каст, жёстко регулирующие нормы поведения и формы общения между членами каст. Кто не следовал этим нормам, изгонялся из касты и пополнял ряды неприкасаемых групп (париев).

Кастовая система возникала там, где соседствовали и наслаивались друг на друга различные эндогамные племена, связываемые разделением труда и взаимозависимостью. Сначала число каст было небольшим, но по мере разделения труда оно увеличивалось, а система расширялась сегментацией каст и включением новых этнохозяйственных общностей, что не меняло сложившейся иерархии. Каждая из каст состояла из многих и становившихся все более многочисленными каст.

В Индии общество делилось на четыре варны (санскр. varna - цвет), подчеркивавшие отличие светлокожих завоевателей от темнокожих аборигенов. Первая дихотомия разделяет вневарновых людей - парий и неприкасаемых - от людей варн. Неприкасаемые - подметальщики-мусорщики, палачи, музыканты, шуты и танцовщицы, кожевенники-сапожники, ткачи. Вторая дихотомия вычленяет из людей варн низшую касту шудр, не имеющих права на богатство, власть и участие в ритуалах. Это слуги и ремесленники; физическое рождение - это их единственное рождение. Шудры должны повиноваться и служить без зависти. Члены трех высших варн считаются дважды рожденными. Второе, духовное рождение они проходят в возрасте от 8 до 12 лет. Третья дихотомия отделяет от высших варн вайшьев, имеющих власть только над животными. Вайшьи образуют основную массу земледельцев, скотоводов, торговцев. Четвертая дихотомия отделяет кшатриев (правителей и воинов), облеченных временной земной властью, от обладающих духовной властью брахманов. Только брахманы могут совершать жертвоприношения и посвящения.

Четырёх древних первичных варны охватывали более 3 тыс. индийских каст, тесно связанных верикальными и горизонтальными связями.

<< | >>
Источник: Тюгашев Е.А.. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК. 2006

Еще по теме Кастовая система.:

  1. Кастовая система.
  2. Англо-американская правовая семья (система «общего права»)
  3. Основные правовые системы современности
  4. ГЛАВА ДЕСЯТАЯ ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РИМСКОГО ПРАВА
  5. Религиозно-философские и социальные основы индусского права
  6. Современная правовая система Индии
  7. Правовая система Общая характеристика
  8. Правовая система
  9. 9.2. Институциональная структура политической системы общества
  10. Глава 12. Развитие административно-правовой системы
  11. 6.5. Типы стратификационных систем
  12. Функциональность кастовой системы
  13. Тайные общества и кастовые соответствия
  14. Перпендикулярная иерархия Тантры
  15. Специфика католической теократии и ее кастовые особенности
  16. 8. Экономические системы: Командная, рыночная, традиционная, смешанная.
  17. ИНДИЯ: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ РАННЕИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
  18. Г Л A B A XIX ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ