<<
>>

ГЛАВА I ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПЕДАГОГИКИ

Предметом педагогики является воспитание подрастающих

поколений.

Советская педагогика есть наука о коммунистическом воспитании подрастающих поколений в условиях развития социалистического общества.

Возникнув с тех пор, как существует^еловеческое общество, воспитание непрерывно развивается, изменяет "свой характер, содержание, методы и организацию от одной исторической эпохи к другой. Для того чтобы правильнее понять, что такое воспитание, надо проследить хотя бы вкратце, что оно собой представляло на разных исторических этапах.

aaan § 1.

Классово-исторический характер воспитания в классовом

обществе aaak sssn

Воспитание Энгельс указывает в «Диалектике природы*, что при первобыт- труд — основное условие человеческого существо- ио-общинном вания. В процессе труда развилось и воспитание.

строе, первобытно-общинном строе, когда общество

было бесклассовым, ещё не было школ и особо выделенных воспитателей и учителей. Дети, подростки, юноши, девушки обучались тогда жизненным навыкам путём непосредственного участия в труде общины, путём подражания й подчинения взрослым; они включались, например, в охоту, в рыбную ловлю или

J

t

в какой-нибудь другой вид труда и в этой трудовой практике получали необходимые для жизни навыки.

Кроме трудовой практики» дети воспитывались, конечно, и в игре. С тех пор как -возникла религия и появились религиозные обряды, большое влияние на детей оказывало также участие их в религиозных церемониях, например в церемониях, вводивших молодёжь по достижении определённого возраста я права членов общины.

Все дети в первобытной общине проходили одинаковую жизненную подготовку. Общество было ещё бесклассовым, н воспитание в нём также было бесклассовым.

Воспитание в С разделением общества на классы — рабовла- рабовладель- дельцев и рабов, с формированием рабовладельческом ©б- ческого общества, воспитание оформляется уже щестсе. как особая функция, т. е. появляются специальные люди и даже специальные' учреждения, которые начинают заниматься делом воспитания.

Какой характер приняло воспитание в рабовладельческом обществе, рассмотрим на примере древней Греции.

В древней Греции (VI—IV вв. до и. э.) сложились две системы воспитания — спартанская и афинская. В соответствии с политическим строем Спарты воспитание детей рабовладельческой аристократии (спартиатов) должно было служить тому, чтобы сохранять и укреплять господство этой аристократии над рабами и зависимым местным населением. Детям спартиатов давалось уже с сеші лет военное воспитание в своеобразных детских государственных общежитиях, где, проходя через различные ступени государственной выучки и тренировки, молодёжь пребывала до 21 года. Будущим воинам и правителям давалось физическое воспитание, формировался их мужественный характер, прививалось безусловное подчинение властям, умение сражаться и побеждать, выносливость, в то же время воспитывалось презрение к рабам и к физическому труду. Уделялось большое внимание обучению детей военной музыке и пению, воинственным и религиозным танцам.

В целях воспитания у будущих правителей презрения к рабам была выработана система всяческого унижения последних. Так, например, чтобы внушить «благородным» юношам отвращение к пьянству, рабов напаивали вином до полной потери человеческого облика и в таком виде показывали молодёжи. Рабы служили объектом для военных упражнений будущих господ.

В «испытательный год» их военной подготовки молодые спар- тиаты, опоясанные мечом и с мешком съестных припасов за плечами, посылались в разные места страны для несения полицейской службы и поддержания порядка срсди бесправных илотов. После предварительного изучения расположения «противника» молодые люди получали приказ: тайно напасть на илотов и убить

их. Это были так называемые криптии\ они служили средством проверки боевой готовности молодых рабовладельцев.

Так господствующий класс одного из греческих государств — Спарты — воспитывал сильных, выносливых, преданных ему воинов, защитников существующего строя.

В другом греческом государстве — в Афинах — воспитание по своему содержанию и внешней организации значительно отличалось от спартанского.

В более сложных условиях демократической рабовладельческой республики, при более высоком, чем в Спарте, уровне эко-номического развития и общей культуры, афинский правящий класс считал одно военно-гимнастическое воспитание недоста-точным.

Правящему классу надо было вооружить свою молодёжь, не только военным искусством, но и такими качествами, которые бы давали «свободно рождённому» эллину превосходство в интеллектуальном развитии и в культуре тела. Полноправный член избранного состоятельного афинского общества готовился стать воином и оратором; воспитание открывало ему возможность и разнообразно проводить досуг, которого у рабовладельцев было сколько угодно.

Дети рабовладельцев получали в Афинах, начиная с семилетнего возраста, образование в различных школах;

физическое воспитание — в так называемых палестрах— для младшего возраста и гимнасиях—для юношей. В палестрах и гимнасиях мальчики и юноши занимались военными упражнениями по определённой системе (игры, плавание, гимнастика, бег, метание диска и копья, езда на колесницах, танцы, связанные с военными упражнениями), Гимнасии и палестры размещались в священных рощах, в садах с просторными площадками для бега и упражнений, с аллеями и святилищами, колоннами и статуями богов и героев, по имени которых они назывались;

музыкальное образование™ в школе кифариста где обучались игре на инструментах, драматическому искусству, пению;

умственное воспитание—в школе грамматиста* где обучали чтению, письму, счёту. В позднейшее время в Афинах образование получило большое развитие: в школах стали обучать поэзии, диалектике (искусству спора), риторике (искусству произнесения речей в общественных местах), геометрии и логике; нравственное воспитание — на протяжении всего периода обучения у детей и юношей в Афинах старались воспитывать такие нравственные качества, как дисциплина, скромность, мужество, самообладание, чувство собственного достоинства; но в то же время им прививали презрение к физическому труду и создавали у них отношение к рабам, как к низшим существам, имеющим не большую ценность, чем рабочий скот.

Таким образом, афинское воспитание стремилось сочетать физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Однако такое разностороннее воспитание предназначалось лишь для незначительного меньшинства населения, т. е. для рабовла-дельцев, и по содержанию своему оно также определялось все* цело интересами этого господствующего класса (эвпатридов).

На примере воспитания в древней Греции мы видим, таким образом, прямую зависимость целей, содержания и организации воспитания от требований господствующего класса.

В средневековом феодальном обществе сложи-

Воспитание лись разные системы воспитания детей светских D феодальном . * ITT

Обществе.

феодалов и детей духовенства. Школой для молодого рыцаря был двор сюзерена. От 7 до 14 лет будущий рыцарь проходил низшую ступень рыцарского обучения и службы, выполняя обязанности пажа при супруге феодала. Живя в замке, выполняя ряд обязанностей и участвуя во всякого рода торжествах, молодой феодал за время своего долгого обучения при рыцарском дворе усваивал рыцарские манеры, придворный лоск, «светские» нравы и крепостническую мораль: презрение к физическому труду и к крепостным крестьянам, религиозность, преданность сюзерену и т. д. Когда пажу исполнялось 14 лет, ему вручали меч, который он принимал п-еред алтарём с благословения священника. С зтого времени начиналась вторая ступень рыцарского воспитания — выполнение обязанностей оруженосца при феодале. На этой ступени юноша должен был дать доказательство мужества, чести и умения совершать рыцарские подвиги. Если он успевал в этом, то на 21-м году его в торжественной обстановка посвящали в рыцари.

Программа рыцарского воспитания сводилась к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: уменьем ездить верхом, плавать, метать копьё, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и «дамы сердца». Потребности управления выдвинули необходимость для светских феодалов некоторых общеобразовательных знании, в связи с чем появились сословные школы при дворах крупных сюзеренов.

Для подготовки духовенства существовали школы, при-надлежащие церкви. Воспитание н обучение в этих школах было направлено на культивирование смирения и покорности богу и церкви, покорности духовной и светской власти, на пропаганду умерщвления плоти (аскетизм). Религия была мощным орудием подчинения масс господству духовных и светских феодалов. Философия, как и вообще наука, была служанкой богословия. Процветала схоластика. Школа служила проводникохМ религиозного воспитания.

Таким образом, рыцарское и церковное воспитание было, направлено на укрепление феодального строя.

б

В эпоху феодализма общественный строй имел сословный характер. Внутри класса землевладельцев-феодалов светские дворяне, или рыцари, составили особое сословие, не допускавшее в свою среду выходцев из других общественных групп. Дворянство передавалось только по наследству, вместе с землями, замками и крепостными крестьянами.

Духовенство было вторым сословием средневековья. Светские и духовные феодалы были связаны общими классовыми интересами. Дети духовных становились служителями религии.

Положение закрепощённых крестьян было очень тяжёлое. Подавляющее большинство детей крестьян в феодальном обществе не получали образования в школах; они обучались жизненным навыкам в процессе труда на земле, подвергаясь при этом жестокой эксшюаташш; лишь немногие из них учились в школах при церквах.

Дети ремесленников и купцов также могли учиться в церковных школах. По мере того как эти сословия приобретали все большее значение в общественной жизни, они добивались приспособления церковных школ к своим нуждам, а затем (в XIИ— XIV вв.) стали открываться в городах платные цеховые и гильдейские (купеческие) школы. Впоследствии они вливаются в магистратские школы, содержимые городским самоуправлением. В этих школах большое внимание обращалось на письмо и счёт в соответствии с потребностями деловых сношений. Но, конечно, и здесь преподавался закон божий и многое определялось могущественным влиянием церкви.

Развитие торговли и промышленности, связанное

Воспитание с крупными открытиями и изобретениями XV—

В капиталисти- ^yj вв усилило влияние в жизни общества но- ческом обще- ^ л

стве. вого нарождающегося класса—буржуазии. Отор- ' ваиносгь воспитания от жизни» от практических нужд, схоластический характер обучения не удовлетворяли новый восходящий класс. Не удовлетворял его и сословный характер воспитания.

Развитие науки и техники, усложнение общественной жизни вызвали потребность в капиталистическом обществе иметь обра-зованных людей, способных руководить производством, торгов-лей и государственными учреждениями. К этой деятельности будущих правителей и стали готовить своих детей буржуазия и дворянство в привилегированных школах, в которых даётся учащимся общее среднее образование и откуда открывается доступ в высшие учебные заведения. Это, во-первых, классиче-ская гимназия {в некоторых странах — лицей), где основными предметами преподавания являются древние языки, литература, история, физика и математика, и, во-вторых, реальное училище» где преобладает естественно-математический образовательный цикл знаний. В этих школах за обучение взимается,высокая плата, оно требует больших расходов на содержание ученика, и школы эти фактически доступны только Для детей господствующих классов, хотя формально доступ к ним открыт и для детей народа.

Как историческая необходимость, под давлением рабочих масс, в передовых буржуазных странах вводится всеобщее начальное обучение, что, является серьёзным прогрессом в раз-витии народного образования. Однако уровень этого образования чрезвычайно низок.

Задача школы для народа в капиталистическом государстве— дать детям трудящихся начатки грамоты, счёта и те элементарные знания, без которых невозможен успешный производительный труд рабочего на современном индустриальном предприятии и земледельца в сельском хозяйстве.

Другой не менее важной задачей этой ш.колы является упражнение учеников в послушании, дисциплине, привитие им буржуазной морали.

Таким образом, в капиталистическом государстве ярко выступает наличие, в основном, двух систем школьного образования: одна система так называемого «элементарного образования», предназначенного для детей трудящихся; она состоит обыкновенно из начальной школы, высшей (повышенной) начальной школы и профессиональных низших п средних учебных заведений и не даёт выхода к общему среднему и высшему образованию; другая система, дающая более глубокие и систематические знании и состоящая из общеобразовательной средней и высшей школы, обслуживает детей господствующих классов.

Двойственность буржуазных школьных систем проявляется и в другом отношении: одна система школ существует для метрополии и европейцев, живущих в колониях, и другая, значительно пониженная, для колониальных народов, (Ведь следствием колониальной политики Великобритании является тот факт, что в Индии в настоящее время 92% населения неграмотно.)

Классовым характером школы в капиталистическом обществе определяются не только школьная система (типы школ), ко и вся организация школы, содержание школьной работы (учебные планы, программы, учебники), методы учебной работы и вся воспитательная деятельность школы.

Школьная система дореволюционной России, в основном сложившаяся в 60—70-х годах XIX в., когда пало крепостное право и стал бурно развиваться капитализм, имела двойственный — буржуазно-крепостнический характер. Наряду с классовой, юридически доступной для всех школой (большая часть гимназии, реальных и коммерческих училищ) существовали, как пережиток феодализма, сословные школы (кадетские корпуса, куда принимались лишь дети офицеров и дворян, институты благородных девиц, епархиальные училища для дочерей священников, духовные училища и семинарии для мальчиков и юношей, отцы которых принадлежали к духовенству).

\

Для царской России характерна крайняя отсталость начального образования, предназначенного для масс. В то время как средняя школа по числу лет обучения, по учебным планам и про* граммам стояла вполне на уровне школ европейских стран, начальная шкала имела трёхлетний курс (лишь в немногих местностях — четырёхлетний). К тому же около половины начальных школ России были школами церковно-приходскими.

Система элементарного образования не давала детям трудящихся доступа к среднему и высшему образованию. Препятствием к этому служило отсутствие согласованности в учебных планах и программах разных типов школ и высокая плата за обучение в средней и высшей школе.

Школы для нерусских народов (особенно Для народов Во- с-Лка) умышленно держались царизмом на ещё более низком уровне.

Большие ограничения были Б женском образовании. Женские гимназии были преимущественно семиклассные (мужские — восьмиклассные). Программы целого ряда предметов в женских гимназиях были пониженными по сравнению с программами мужских средних учебных заведений. В университеты и высшие технические учебные заведения женщины не принимались.

Характеризуя воспитание и образование, которое Общая оценка буржуазия даёт детям народа, Энгельс говорит; буржуазного «Если буржуазия даёт им жить лишь постольку,

наследия ~ ґ

в области поскольку это ей необходимо, то не должно уди- воспитання. вляться, если она и образования даёт им лишь

постольку, поскольку это в её интересах» К

Всё содержание обучения в буржуазной школе проникнуто духом буржуазной морали. Однако, поскольку в капиталистическом обществе школьная сеть расширялась, создавались новые типы школ, обучение становилось более разносторонним, — здесь много делалось и дузя того, чтобы совершенствовать образовательное дело. Появились крупные мыслители и деятели, которые выражали передовые для своего времени демократические идеи в области воспитания, например Ян Амос Коме некий (XVII в.) — создатель «Великой дидактики», первый глашатай идеи всеобщего обучения на родном языке, поборник наглядного обучения; Жан Жак Руссо (XVIII в.} — автор «Эмиля», пламенный борец за права личности, за самостоятельность ребёнка, за воспитание, которое бы осуществлялось как естественное развитие р-ебёнка; Генрих Песталсцци (XVIU—XIX вв.) —поборник идеи всестороннего внутреннего развития физических, умственных и нравственных сил ребёнка» создатель методической системы элементарного обучения, человек, отдавший целиком свою жизнь служению детям, и др.

А

В капиталистическом обществе школа обогатилась детально разработанной и в процессе длительного практического опыта проверенной методикой обучения.

Особенно большой вклад в педагогическую науку внесли наи-более крупные представители русской демократической педаго-гики. Работы Ломоносова, Бецкого, Новикова, Радищева, а в осо-бенности труды великих русских мыслителей и педагогов XIX сто-летня: Белинского, Герцена, Пирогова, У шипе ко го, Писарева, Чернышевского, Добролюбова, Толстого, — представляют собой «золотой фонд» русской классической педагогики. Гуманизм, пламенная вера в творческую силу науки и просвещения, глубокий патриотизм и народность, бережное отношение к личности ребёнка — таковы основные положительные черты этой педагогики. *

Всё то ценное, что имеется в педагогическом наследстве прошлого, нам надлежит критически использовать.

В буржуазном обществе передовые демократические педагогические идеи не могли и не могут быть осуществлены на деле, так как правящие классы сопротивляются этому, опасаясь, что широкое распространение подлинно научных полноценных знаний революционизирует массы. С обострением классовой борьбы между буржуазией и новым общественным классом, пролетариа-том, ставшим с развитием промышленности огромной силой, — в области воспитания господствующие классы выдвигают тех деятелей, которые теми или иными средствами стараются внедрить в сознание подрастающих поколений идеи незыблемости капиталистических отношений и священной неприкосновенности частной собствен но сти; делу воспитания в духе буржуазной морали содействовала успешно и церковь, религия. В. И. Ленин, анализируя состояние народного образования в дореволюционной России, говорил, что «школа была целиком превращена в орудие классового господства буржуазии, она была вся проникнута кастовым буржуазным духом, она имела целью дать капиталистам услужливых холопов и толковых рабочих» \

Рабочий класс, ведя всё более и более организованную борьбу за свои права и интересы, выдвигает требования и в области народного образования. Маркс и Энгельс, руководя рабочим движением, уделяют значительное внимание требованиям в области народного образования и воспитания детей, выдвигаемым в программах социалистических партии. В России требования рабочего класса в области народного образования были с брльшой чёткостью разработаны и сфор-мулированы Лениным в его произведениях. Они были включены в программу социал-демократической рабочей партии в конце XIX и начале XX в. Главнейшими из этих требований были: бесплатное и обязательное обшее и политехническое образование для всех детей обоего пола, -связь обучения с дстеким общественно-производительным трудом, ограничение рабочего времени подростков и молодых людей, светскость школы и обучение на родном языке.

К л асс и ки м а р к сиз м а, од н а ко, у ка з ы в ал и, что п ол н остью требования народных масс в области воспитания детей не могут быть осуществлены в условиях эксплоататорского общества. Они могут быть реализованы лишь в результате социалистической революции, которая приведёт к власти рабочий класс, призванный к тому, чтобы уничтожить эксплоатацию человека человеком и построить социалистический общественный строи. Только пролетарская революция создаёт условия для полного расцвета наук и искусств, для их широкого распространения и для воспитания масс в духе подлинного гуманизма — гуманизма социалистического.

В эпоху империализма реакционные тенденции в области буржуазной идеологии усилились В странах, где у власти оказались фашисты, у молодёжи воспитываются звериные инстинкты и человеконенавистничество. В фашистской Германии партия гитлеровцев, представлявшая собой, ло выражению товарища Сталина, партию «наиболее хищнических и разбойничьих империалистов среди вс?х империалистов мира» \ объявила открытую зойну просвещению и культуре, Гитлер провозглашал, что он счастлив тем, что он свободен от образования и совести. Воспитание молодёжи в фашистской Германии сводилось к дрессировке её, к привитию ей звериных инстинктов; чудовищно-преступные деяния фашистов подробно были раскрыты перед всем миром на Нюрнбергском процессе.

Советский народ и его вооружённые силы разгромили немец-кий фашизм.

Но в капиталистических странах и по настоящее время реакционные силы имеют почву, которая их питает, и реакционные идеологи находят себе здесь поддержку, вербуют сторонников. Из-за страха за судьбы капитализма допускается искажение объективности науки, запрещается ознакомление школьников с дарвинизмом, с коммунистическим учением, в то же время о коммунистах распространяется много лжи и клеветы, скрывается правда о Советском Союзе.

В СІЛА ярко сказывается реакционная политика правящих кругов буржуазии; здесь, в частности, находит себе сильную поддержку теория о том, что высшим критерием истины является практическая польза (польза в буржуазном её понимании); отсюда умышленное ограничение уровня теоретических знаний для широких масс трудящихся.

В США находит ссбе оправдание и реакционнейшая расовая

теория, которая напіл л там применение в практико организации образования «цветного» населения, жестоко эксплоа тируемо го и в массе обречённого на безграмотность или на очень ограниченное образование.

Таким образом, анализ развития воспитания в различные обществен по-исторические эпохи приводит к выводу, что воспитание — процесс социальный, исторический, а в классовом обществе оно носит классовый характер. В области воспитания, изменяющегося вместе с историческим развитием общества, проявляется, так же как и в других областях общественной жизни, классовая борьба. Это значит, что воспитание всегда связано с политикой. Пролетарская социалистическая революция неизбежно приводит к уничтожению буржуазного классового вое- , питания, являющегося тормозом для дальнейшего развития общества, и к замене его воспитанием коммунистическим,

<< | >>
Источник: И.Л. Каирова. ПЕДАГОГИКА. 1948

Еще по теме ГЛАВА I ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПЕДАГОГИКИ:

  1. Глава 14. Рассуждения, используемыев гуманитарных областях знания
  2. 2.2. Теория и практика формирования конфликтологической культуры специалиста в процессе профессиональной подготовки
  3. Очерк научного творчества Л. С. Выготского
  4. Концепция Л. С. Выготского о психическом развитии человека
  5. 2.3. КЛАССИКИ ПЕДАГОГИКИ XIX СТОЛЕТИЯ  
  6. 2.5. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ  
  7. ГЛАВА V. СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ АДАПТАЦИИ
  8. Античная философия
  9. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  10. Глава 1. Прагматизм Д. Дьюи