§6. Средневековом вера.
Но, скажете вы, средние века представляют одно заблуждение, они верят в то, во что мы уже не можем верить. Ведь это царство сплошного суеверия и фантастических, ие имеющих подсобою почвы образов! Я не намерен сейчас разбирать, что в религиозных представлениях можно считать истинным или имеющим шансы оказаться таковым, и что представляет безусловное заблуждение.
Я и здесь пойду по пути, заставляющему многих покоробиться и отвернуться от меня, Я поставлю -жестокий вопрос, ответ на который опять дает заключение в пользу средневековья.Верно ли то, что человечество было наилучшим именно тогда, когда оно лучше всего знало действительность? Не кроется ли доля правды в том, что говорит Пушкин : "тьмы низких истин нам дороже - нас возвышающий обман". Пусть содержание религий - один призрак. Но что получается при лишении человечества этого призрака? Мы в конечном счете по-теряли больше, чем если бы лишились всех наук, ибо для чувств последние дают меньше, а ведь чувство и есть сама жизнь.
Впрочем, эта мысль смягчается следующим замечанием.
Неужели вся целиком религиозная мысль только ошибалась? Не-ужели все это только сплошной призрак и ничего более, в то время как учение Бора о строении атома и все другие учения, друг другу противоречащие, это только чистые истины, так что в учении об общем принципе относительности мы уже окончательно становимся на путь решения основных мировых загадок?
Не содержится ли, наряду с призраками, во всем этом прекрасном мире яэедневековых мысли и чувств нечто еще такое, что неотделимо от призраков и что теперь мы уже не можем принять только вследствие того, что лишились соответствующего органа познания, находящегося при этом более в сердце, чем в голове?
Да и не покажется ли через 1000 лет все то, во что мы так горячо верим, тоже призраками, как теперь нам кажется то, что было предметом веры средневековья?
Но, если это так, то и в средневековых призраках живет истина, и эта неуловимая для нас и утерянная нами истина получает особенно высокую цену, так как за ней идет и высокое чувство и связанная с ним воля, ведущая к подвиг)'.