<<
>>

Цикличность похоронно-поминальной обрядности.

По своему экономическому содержанию похоронный обряд есть раздел живых с умершим, отделение мертвого и выделение доли для его жизнеобеспечения в посмертном существовании. Принадлежавшее покойнику имущество растрачивается разными способами: 1) личные вещи захорониваются или сжигаются; 2) постепенно расходуется на пиры, раздачу пищи и вещей чужим; 3) ценные вещи делились в качестве призов по результатам похоронных состязаний; 4) переходят по наследству.
Часть наследства использовалась на организацию похорон и поминок, что и составляло долю покойного.

Похоронные обряды были направлены на то, чтобы максимально обеспечить безбедное существование души покойного в загробном мире. Для этого соблюдали все элементы похоронного ритуала и снабжали покойного необходимыми орудиями труда, средствами передвижения, определенным запасом продуктов, которого душе должно было хватить для путешествия в загробный мир.

Все вещи, оставляемые с покойным, намеренно портились для того, чтобы освободить их души и для того, чтобы в потустороннем мире покойному досталось все новое. Категорически запрещалось приносить с кладбища какие-либо; предметы или еду, поскольку покойный мог явиться за ними и нанести вред живым.

У русских чтобы покойный не причинял в дальнейшем зла близким, его старались задобрить: на могиле оставляли поминальные блины, пироги, опьяняющие напитки. Во время поминок на столе ставили отдельный прибор, на тарелку клали кусочек хлеба или блин, ставили рюмку водки. Когда впервые после смерти родственника топили баню, на первый пар приглашали умершего и несли для него особый веник и чистое белье.

Чем более тяжелой общественной утратой считалась смерть человека, тем более сложными и продолжительными погребальными и поминальными обрядами она отмечалась. Погребальный обряд мог включать до 100 циклов последовательных захоронений перезахоронений, количество которых определялось количеством переходов из одного загробного мира в другой.

У русских зимой не спешили хоронить, особенно знатных и богатых людей. Тело выносили в холодную церковь и ставили там иногда дней на восемь. Для людей бедных было дорого нанимать копать могилу зимою; поэтому мертвецов ставили в усыпальницы при колокольнях и там держали до весны. Весною семейства разбирали своих мертвецов и хоронили.

<< | >>
Источник: Тюгашев Е.А.. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК. 2006

Еще по теме Цикличность похоронно-поминальной обрядности.:

  1. Цикличность похоронно-поминальной обрядности.