<<
>>

Космополитизм и война

Война – историческое общечеловеческое явление. Она возникла по вине человечества и сойдет со сцены всемирной истории благодаря усилиями человечества.

В XIX-XX веках под войной понимали продолжение политики насильственными вооруженными средствами.

Такой подход к пониманию войны в целом устраивал и политиков и военных стратегов и они руководствовались этим при ведении войн всех видов.

Однако такое понимание войны не позволяет дать адекватный ответ на современные глобальные вызовы и угрозы. Оно недостаточно полно, ограничено взаимосвязью только политики и вооруженной борьбы. Вне понимания сущности и содержания войны остаются социальные, экономические, культурологические, этнические, религиозные и демографические факторы.

Космополитизм в понимание сущности войны включает три базовых основания: во-первых, война является общечеловеческим явлением; во-вторых, война является образом жизни человечества; в-третьих, появление новых видов оружия на новых физических, химических, биологических и природных основах.

Содержание войн в настоящее время расширяется за счет: во-первых, более полного включения в нее окружающей природной и техногенной среды; во-вторых, более полного использования глобальных политических, социальных, экономических, культурологических, этнических и религиозных факторов, явлений, процессов; в-третьих, использования принципиально новых и более разнообразных видов оружия.

Война – это историческое общечеловеческое явление, образ жизни человечества, организованная вооруженная борьба народов, государств, религиозных конфессий с использованием традиционных и новых видов оружия, а также невоенных форм борьбы для достижения политических, социальных, демографических, экономических, культурологических, этнических и религиозных целей.

Войны возникали и возникают в результате действия многих светских и религиозных причин, что свидетельствует об их общечеловеческом характере. На основании причин войн возникали у агрессивных государств различные цели: создание империй; установление регионального и мирового господства; расширение своих государств; насаждение своей идеологии, культуры, образа жизни; изгнание людей с коренных земель; уничтожение биологического фонда государств, народов. В войнах ставились и решительные религиозные цели: установление единой веры; распространение своей веры; создание "государств – церквей, халифатских государств; освобождение гроба Господня; защита христиан, мусульман, буддистов от атеистического коммунизма.

В войнах участвуют люди, у которых есть отцы, матери, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки. Они любят, переживают, скорбят, плачут, радуются, гордятся, испытывают общечеловеческие чувства.

Формирование морального духа войск выходило из пределы политики. Воспитание воинов также имело общечеловеческий характер. В Афинах в первом образце демократии во всемирной истории юноши, будущие воины знакомились с философскими трудами Сократа, Аристотеля, Платона. В VI-XIII вв. в Арабском халифате воспитание находилось под влиянием видных исламских мыслителей и педагогов, как Фараби, Исфагани, аль-Газали Ибр-Сина, Омара Хайям, Бируни, Туси.

Во многих государствах для ведения войн привлекались наемники, что свидетельствовало об общечеловеческом характере строительства вооруженных сил.

Во время Семилетней войны в Европе (1756-1763) во французской армии наемники составляли 20-30%, в Пруссии – 50%; в Англии вся армия состояла из наемников.

Общечеловеческий характер имели Первая и Вторая мировые войны. Человек распространил войны по всему земному шару. Первая мировая война вывела европейскую культуру за пределы своих границ, привела в соприкосновение Востока и Запада. Европа вошла в контакт с государствами Азии и Африки.

Вторая мировая война привела к встрече всех типов культур. Соприкосновение военных культур СССР, Англии, Франции, Германии, Китая, США, Японии привело к формированию военной культуры человечества.

Мировые войны привели впервые к созданию всемирных общечеловеческих организаций, мировому органу управления – Лиге Наций и Организации Объединенных Наций. В ООН вошли почти все государства мирового сообщества.

Мировые войны на повестку для выдвинули общечеловеческие темы: возможность гибели человечества, достижение единства человечества, контроль над рождаемостью, историческая судьба человечества, распространение культуры на всю поверхность земли, необходимость всемирного законодательства.

Великая Отечественная война была войной не только в защиту социализма, политической и экономической систем советского государства, марксистской идеологии. Советский Союз вел войну и в защиту России, ее культуры, традиций, образа жизни, ослабленного православия, за Отечество верующих православных, мусульман, буддистов, за Отечество наших предков.

После окончания Второй мировой войны все социалистические революции имели и общечеловеческий характер. Они были направлены на ликвидацию православия в Советском Союзе и Болгарии; католической и протестантской составляющих западноевропейской цивилизации в ГДР, Польше, Чехословакии, Румынии, Венгрии; православия, католицизма и ислама в Югославии; ислама в Албании; даосизма и конфуцианства в Китае. Эти революции были направлены против культуры, традиций, образ жизни, идентичности народов этих стран.

С возникновением войн между племенами, государствами война и до сих пор является образом жизни всего человечества. Образ жизни народов, государств, человечества в целом – это подготовка к ведению войн, веление войн, ликвидация последствий, подготовка в ведению новых войн, милитаризация всех сфер жизни, антивоенное движение.

Войны являются жестоким испытанием политических, социальных, экономических, культурологических, этнических и религиозных структур, испытанием народов, государств, союзов, локальных цивилизаций, человечества в целом. Война является своеобразной формой общения народов, государств, культур и религий.

Войны охватывали все сферы жизнедеятельности, в них участвовали все народы, государства, локальные цивилизации, социальные системы. Войны велись внутри государств. Велись войны между мировыми религиями, религиозными конфессиями.

Многие войны велись десятками лет. Ирано-турецкие войны велись с небольшими перерывами с 1514 по 1746 год.

Многие государства вообще не были приспособлены для мирной жизни. Всего в истории произошло около 15 тысяч войн. Из 5,5 тысяч лет было всего 292 мирных года.

Большое количество войн произошло с участием России. Наиболее крупные войны в – 220-230 годы.

Участвовал в войнах и Советский Союз. В войнах преследовались цели, во-первых, защита социализма, независимости, суверенитета, территориальной целостности. Во-вторых, оказание помощи революционным силам (Испания, Финляндия, Корея, Афганистан).

Велись войны и между социалистическими странами (Китай – Вьетнам). Если бы не распалась система социализма, СССР и Югославия, войны велись бы и между социалистическими государствами. Войны могли быть, во-первых, между социалистическими государствами за передел границ; во-вторых, в новых социалистических странах за самостоятельность, независимость от Советского Союза; в-третьих, отпор вторжению Советской армии против государств, политика которых не устраивало советское руководство; в-четвертых, за социализм с "человеческим" лицом, за построение демократических государств.

В войнах участвовали женщины, дети. В 1212 году при Папе Иннокентии II был совершен Крестовый поход детей.

Зоны войны постепенно охватили большую часть планеты. Если Первая мировая война охватила территорию 4 млн.кв.км., то Вторая мировая война – 22 млн.кв.км.

Войны охватили окружающую среду. Вторая мировая война охватила ландшафт планеты, нанесла ущерб литосфере, атмосфере, гидросфере, затормозила процесс формирования ноосферы. Нарастают противоречия, которые могут привести к войнам и в космосе.

За всю историю человечества войны унесли более 3,5 млрд. человеческих жизней. В XX веке в войнах погибло 150 млн. человек. Вторая мировая война обошлась человечеству более чем 45 млн. человеческих жизней и 28 млн. искалеченных. Советский Союз в Великой Отечественной войне потерял около 30 млн. человек.

Важным показателем воинственного образа жизни являются способы ведения войн. Космополитизм осуждает варварские способы ведения войны (геноцид, инквизиция, холокост и др.).

Полководцы предоставляли солдатам свободу грабежа населения покоренных стран. Они грабили церкви, монастыри, сжигали посевы вырубали фруктовые деревья. При отступлении войска разрушали города, ландшафты.

Войны вели к переселению целых народов, жители изгонялись с коренных земель.

Политики, военачальники использовали репрессии (децимация, заградительные отряды, штрафные роты, батальоны и др.) для поднятия морального духа войск.

При определении сущности и содержания войны космополитизм исходит из понимания роли боевого оружия.

Войны всегда ведутся с применением доступных средств научно-технического прогресса. Рост разнообразия оружия является закономерностью его развития и использования.

Наряду с копьями, ружьями, артиллерией, авиацией, подводными лодками в войнах стали использовать другие виды оружия. В Индии в XVII веке до н.э. были использованы слоны. Затем их стали использовать в Греции, Карфагене. В XX веке от газовых атак пострадали 1 млн. человек, 100 тысяч человек погибло . В конце Второй мировой войны США впервые в истории варварски использовали ядерное оружие. В Корее США использовали напалм.

В настоящее время на физических, химических, биологических и природных основах может быть создано геофизическое, лазерное, генетическое, этническое, радиологическое, инфразвуковое, информационное оружие, кибероружие. Объектом поражения всех названных видов оружия является человек.

В будущем могут вестись войны, во-первых, только традиционными видами оружия; во-вторых, только оружием массового уничтожения; в-третьих, совместным использованием традиционного оружия и оружия массового уничтожения.

На новых физических, химических, биологических и природных основах могут использоваться конкретно следующие виды оружия: йодистое серебро; йодистый свинец; климатические средства; ультрафиолетовые лучи солнца, радиоактивные вещества; радиоактивные изотопы; бактерии; кислоты; микроорганизмы; электромагнитные волны; средства массовой информации; космические ретрансляторы; рекомбинация ДНК. Не исключено, что появятся и новые защитные виды оружия, чем увеличат его разнообразие.

Уникальный характер будет иметь информационное оружие. Оно будет использоваться воюющими сторонами во всех трех видах войн. Информационное оружие явится необходимым условием успешного применения всех других видов оружия. Не исключено ведение информационных войн с использованием только информационного оружия.

Информационная борьба противоборствующих сторон возможна и в мирное время в форме холодной войны, "холодного мира". К сожалению теория холодной войны до сих пор не разработана. "Холодная война между Советским Союзом и США далеко не охватывала содержание холодных войн", которые нередко велись в истории. Критерии "холодной войны" позволят определить границы между войной и миром, а также определить критерии начала войн и их окончание. В теории холодной войны необходимо выработать критерии по отличию информационного оружия от средств и способов ведения информационной борьбы.

Сущность и содержание войны определяется используемыми видами оружия. Война была и будет обязательно вестись с использование тех или иных видов оружия. Она по-прежнему будет организованной вооруженной борьбой народов, государств, союзов, на вооружении которых будет оружие, но не только традиционное, но и принципиально иное, новое. Поэтому недопустимо смешивать информационное противоборство с войной, когда в ней используется информационное оружие. Война – это обязательно вооруженная борьба, мир – это, где когда нет вооруженной борьбы.

Сущность и содержание современных войн расширяется за счет, во-первых, более полного использования глобальных политических, социальных, экономических, культурологических, этнических и религиозных факторов, явлений и процессов; во-вторых, использования принципиально новых и более разнообразных видов оружия; в-третьих, более полного включения в нее окружающей природной и техногенной среды.

Война как общечеловеческое явление, как образ жизни человечества является источником, базовой основой милитаризма. Поэтому милитаризм как духовный фактор, как практические действия также выступают общечеловеческим явлением, образом жизни человечества.

Всемирный милитаризм как историческое общечеловеческое явление, как образ жизни человечества в целом, - это во-первых, преобладание военных интересов в мировой политике, мировой экономике, в духовной жизни общества, включая идеологию, науку, мораль, право, искусство, религию; во-вторых, расширение и углубление разрушающей составляющей научно-технического прогресса; в-третьих, постоянное увеличение военного потенциала планеты, включая ядерную составляющую и оружие на новых физических, химических, биологических и природных основах, в ущерб мирному развитию человечества, разрушения окружающей среды.

Общечеловеческий подход к милитаризму позволяет справедливо оценивать положение в авторитарных, тоталитарных и демократических странах с позиций космополитизма.

С позиций космополитизма нельзя государства относить к милитаризованным, если в них достигнута гармония между миролюбивой политикой и военной безопасностью. Однако военная мощь этих государств является, во-первых, "спящим" условием милитаризма в случае изменения власти, при ошибочной оценке угроз; во-вторых, входит в милитарный потенциал человечества, который подлежит в будущем всемирной демилитаризации. Поэтому даже при сбалансированной миролюбивой политике и военной безопасности необходимо при этом не только помнить, но и вносить государствам постепенно уже сейчас свой вклад во всемирную демилитаризацию.

В мировом сообществе были и есть "миролюбие государства" поневоле, скрытые потенциальные агрессоры. Их "миролюбие" обусловлено следующими факторами: надо обеспечить рост населения; окружены сильными государствами; отсутствие союзников; будем миролюбивы, когда завоюем соседей; будет истощение страны; народ будет против войны, развяжет революцию.

Понимание войны как исторического общечеловеческого явления, как образ жизни человечества, как вооруженную борьбу с использованием традиционного оружия и оружия на новых физических, химических, биологических и природных основах для достижения политических, социальных, экономических, культурологических, демографических, этнических и религиозных целей: понимание милитаризма как всемирного общечеловеческого явления, как образ жизни человечества позволяет: во-первых, осознать увеличивающуюся угрозу выживанию человечества; выйти на решение глобальных проблем (ликвидация, ОМУ, безъядерный мир, мирное освоение космоса и т.д.); придать борьбе с международным терроризмом общечеловеческий характер; во-вторых, преодолеть узкое понимание войны только как политическое явление; свести воедино вооруженную, политическую, идеологическую, дипломатическую, экономическую, культурологическую, этническую и религиозную формы борьбы в войне; оценивать в войне не только кто победил, но и какой ценой достигнута победа; установить, что военная безопасность мирового сообщества имеет приоритет над военной безопасностью любого государства.

Такое понимание войны требует: во-первых, обеспечить выживание человечества; отказаться от войн и милитаризма как образа жизни человечества; оценки войн с позиций ценностей космополитизма - объединения человечества, решения глобальных проблем, мировых исторических задач; установления гармонии между военной мощью государства и расходами на обеспечение достойной мирной жизни граждан.

Во-вторых, новых способов предотвращения войн; внести вклад в изменение роли народа во всемирной истории; во всемирную демилитаризацию; в ликвидацию разрушительной составляющей научно-технического прогресса; в формирование единого человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии; осуждения взглядов на военную экономику как лидера, локомотива развития общества.

В-третьих, достижение гармонии между миролюбивой политикой государств и их военной безопасностью; установление гармонии между патриотизмом и космополитизмом; создать новую концепцию стратегического ядерного сдерживания в условиях разработки, создания и использования оружия на новых физических, химических, биологических и природных основах; научиться обеспечивать военную безопасность в условиях демилитаризации; воспитания народов на ценностях не только на своих ценностях, но и на общих ценностях человечества; создания человекосберегающей системы военной безопасности государств, союзов, мирового сообщества в целом; единого понимания в мировом сообществе сущности и содержания войн. Иначе одно государство будет считать, что оно ведет войну, а другое, против которого она ведется, даже не будут знать, что уже ведется война.

В-четвертых, разработать критерии оценки оружия на новых физических, химических, биологических и природных основах; закрепить разработку, создание и использования оружия на новых физических, химических, биологических и природных основах; считать преступлением против человечества заказы политиков военных стратегов на разработку, создание и использования оружия массового уничтожения; создать международный антивоенный Уголовный Кодекс; разработать нормы международного гуманитарного права для экономических, идеологических, культурологических, научно-технических форм ведения войны; разработать нормы гуманитарного права для внутренних конфликтов, гражданских войн, включая религиозные.

<< | >>
Источник: Доктор философских наук, профессор Ю.Я.Киршин. КОНЦЕПЦИЯ КОСМОПОЛИТИЗМА. 2016

Еще по теме Космополитизм и война:

  1. Глава 1. Идеи космополитизма в Древней Греции и Древнем Риме
  2. Глава 2. Космополитизм и китайская цивилизация
  3. Глава 3. Япония и космополитизм
  4. Глава 4. Индийская философия и космополитизм
  5. Глава 5. Идеи космополитизма в Новой и Новейшей Европе.
  6. Глава 6. Космополитизм в России
  7. Глава 7. Борьба против космополитизма в Советском Союзе
  8. История космополитизма
  9. Сущность космополитизма
  10. Космополитизм и антикосмополитизм: противостояние и борьба
  11. Идеология космополитизма
  12. Космополитизм и научно-технический прогресс