<<
>>

Предисловие к русскому изданию

ИЛЬЯ АЛЬТМАН

Жизнь и заслуги Симона Визенталя известны в России гораздо хуже, чем деятельность Центра, получившего его имя несколько де­сятилетий назад.

Именно Центр Визенталя в конце 80-х годов привез в СССР пер­вую выставку о Холокосте, с успехом экспонировавшуюся в только что официально зарегистрированных еврейских организациях Мо­сквы, Ленинграда и Свердловска.

Подготовленный Центром доку­ментальный фильм о Холокосте и геноциде стал первым учебным пособием для педагогов и учащихся России. Представители Центра Визенталя в середине 90-х годов сыграли важную роль на процес­се в Москве, когда вновь пришлось доказывать, что пресловутые «Протоколы сионских мудрецов» — антисемитская фальшивка. Призывы Центра о выдаче и наказании пособников нацистов из стран бывшего СССР, скрывавшихся в разных уголках мира, а так­же его досье об их деятельности, регулярно тиражировали россий­ские СМИ.

Сам же Симон Визенталь, вплоть до своей смерти осенью 2005 г., когда ведущие российские телеканалы поведали, наконец, о его «охоте за нацистами», был хорошо известен лишь достаточно узкому кругу специалистов. Время от времени его имя всплывало в публикациях, посвященных поимке Адольфа Эйхмана, либо в связи с очередной полученной им высокой наградой. Книга «Под­солнух», изданная Центром и Фондом «Холокост» совместно с из­дательством «Текст» в начале XXI века стала первой публикацией его работ в России. Между тем, Симон Визенталь имел все осно­вания, чтобы его знали и помнили именно в нашей стране. Родив­шийся в Бучаче, на территории современной Украины, львовский архитектор Визенталь вместе со своей женой стал узником одного из крупнейших в Европе гетто и созданного во Львове Яновского концлагеря. Его усилия по созданию досье более 1 200 нацистских

16

военных преступников и активному поиску их по всему миру в 50-80-е годы совпали по хронологии с деятельности советских спец­служб в том же направлении.

К сожалению, деятельность эта никак не пересекалась — для советских представителей Визенталь был непрофессионалом-одиночкой, возглавлявшим не очень понятную общественную организацию с «еврейским» названием. С ним не делились информацией, к его услугам не обращались. Да и сам Си­мон, насколько я могу судить из нашей продолжительной беседы, состоявшейся в его офисе в декабре 2002 г., никогда не стремился попасть не только в родной для него Львов, но и вообще на терри­торию бывшего СССР.

Однако все, что имело отношение к памяти о Холокосте в России, его очень живо интересовало. Именно после обращения Визента­ля городские власти Вены поддержали издание учебного пособия на русском и немецком языках о Холокосте. [1] Его фотография вместе с президентом Фонда «Холокост» Аллой Гербер и одним из австрийских волонтеров, проходивших в Москве альтернативную воинскую службу в нашем Фонде, открывает эту книгу. Симон с большим интересом слушал рассказ о том, что пособие рекомен­довано Министерством образования России для средних учебных заведений и издано тиражом 25 000 экземпляров. «Поможет ли это борьбе с антисемитизмом?», — спросил он.

Наверное, не случайно, что выходящий на русском языке в честь Симона Визенталя сборник эссе и посвящений выдающихся и из­вестных политиков, ученых, общественных деятелей всего мира в качестве центральной проблемы рассматривает именно историю, теорию и практику антисемитизма. Опасность «концептуального» антисемитизма, на наш взгляд, еще не до конца осознана в России. Еще в меньшей степени ощущается связь антисемитизма с отрица­нием Холокоста и многочисленными спекуляциями об «истинном Холокосте», который Израиль якобы проводит «против народа Па­лестины». События в Газе в конце 2008 г. вновь вызвали бурную об­щественную полемику, в которой антиизральские лозунги нередко соседствуют с антисемитскими.

Данная книга впервые — от истории «Протоколов сионских му­дрецов» до конференции в Дурбане — детально раскрывает кон­цептуальные основы этой ненависти против целого народа.

Осо-

.17...

т-

Ипъя Альтман

ыи интерес в части книги вызывают размышления ряда мусуль-анских интеллектуалов и общественных деятелей, которые дают ценный фактологический материал о тенденциях в арабском мире отношению к Израилю и антисемитизму. Не менее важны на-^людения католических и протестантских теологов о наследии Си-^она Визенталя и его отношению проблеме «прощения» палачей, этой связи особую ценность представляют проходящие красной тью через весь текст книги идеи о системе «раннего предупре-дения» любых террористических проявлений, блестяще сформу-рованные в статье одного из самых видных современных амери­канских мыслителей Фрэнклина Литтема.

На первый взгляд, проблематика Холокоста отошла в сборнике второй план. Но она незримо присутствует практически в каж-статье, будь то блестящий историографический обзор о месте тории антисемитизма в современной иудаике израильского про-Y ссора Дины Порат, любопытный анализ современной китайской тературы по теме, либо яркие и насыщенные размышления о тношении Холокоста и других геноцидов одного из создателей *Узея Холокоста США Майкла Беренбаума и профессора Стивена ^чжеикобса. В связи с освещением различий подходов С. Визенталя ^ . Визеля к определению термина «Холокост» следует отметить о близкая нам трактовка данного термина как преследование и / ичтожение нацистами и их пособниками именно евреев Европы, Реобладает в современной научной и учебной литературе.

Составной частью книги стали статьи об опыте противостояние Деологии нетолерантности в Европе, США, на Ближнем Востоке. Дет ли речь о деятельности священнослужителя в небольшом го-за, В „рмании либ° немногочисленной общественной органи-Ции в Нидерландах, мы чувствуем в их работе незримую связь с Деятельностью и усилиями Симона Визенталя, который, действуя лгие годы практически в одиночку, делал то, что позволило на­чать его «совестью Холокоста». Из мозаики отдельных фактов, тел ^ ®°споминаний о встречах с Визенталем, предлагаемый чита-ю сборник доносит до российского читателя облик этого заме-ельного человека - борца, мыслителя, писателя и ученого.

Издание на русском языке включает речи, обращения и послания итических и духовных лидеров нашей страны, посвященных

18

Предисловие к русскому изданию

теме Холокоста. Впервые собранные воедино под одной обложкой они еще раз напоминают гражданам России о необходимости усво­ения уроков Холокоста. Именно признание важности этой темы, по словам на Стокгольмском (2000 г.) Форуме по Холокосту тогда вице-премьера России, ныне губернатора С.-Петербурга В.И. Мат­виенко, является лакмусовой бумажкой, которая определяет при­надлежность того или иного государства к цивилизованному миру. В состав сборника включены также содержательные статьи извест­ного российского ученого, академика В.А. Тишкова (дававшего экс­пертные оценки об антисемитских изданиях и высказываниях на многих судебных процессах в Москве), президента Европейского и Российских еврейских конгрессов Вячеслава Кантора, писателя и общественного деятеля Аллы Гербер. В фокусе их внимания — пути преодоления ксенофобии, антисемитизма и расизма в нашей стране и в мире, противопоставление агрессивной нетолерантно­сти силы Закона и Просвещения.

Книга «Антисемитизм: концептуальная ненависть» была издана по инициативе и при поддержке ЮНЕСКО и Центра Симона Ви­зенталя, а также Ассоциации «Verbe et Lumiere Vigilance». Россий­ский Центр и Фонд «Холокост» связывает с этими организациями долгие годы плодотворного сотрудничества. Наша первая встре­ча с директором по международным связям Центра Визенталя Шимоном Самуэльсом — соредактором и инициатором издания книги на русском языке — произошла в Нидерландах в мае 1991 г. Именно в ходе этой поездки и посещения Музея Анны Франк ро­дилась идея создания Центра «Холокост», зарегистрированного в 1992 г. — первой в Европе организации с таким названием. Вот уже пять лет российские студенты — победители нашего между­народного конкурса «Уроки Холокоста — путь к толерантности» выступают со своими докладами в штаб-квартире ЮНЕСКО в при­сутствии генерального директора этой организации г-на Коитиры Мацууры.

Д-р Шимон Самуэльс и сотрудник ЮНЕСКО г-жа Граци-эла Самуэльс-Вассерман — неизменные организаторы и участни­ки этих конференцией, на которых выступили около 25 студентов из Москвы, С.-Петербурга, Великого Новгорода, Пскова, Нижнего Новгорода, Калининграда. В этих встречах приняли участие многие известные общественные деятели Франции, включая барона Эри-

19

Илья Альтман

ка де Ротшильда и барона Дэвида де Ротшильда, чьи тексты так­же представлены в сборнике. Руководитель французского Фонда «Шоа» Д. де Ротшильд оказал содействие в публикации этой книги в России.

Соредактор книги Марк Вейцман — руководитель Центра и Му­зея Толерантности имени Симона Визенталя в Нью-Йорке, как и многие авторы представленных в ней статей, регулярно выступает с содержательными докладами на ежегодной конференции «Холо-кост и церкви», членом международного оргкомитета которой я имею честь состоять около 10 лет. Я искренне рад, что для многих моих коллег — участников Ежегодной конференции первая публи­кация на русском языке состоялась именно на страницах данного сборника.

Выражаю огромную признательность переводчику книгу Ива­ну Каллошу. Особая благодарность — литературному редактору перевода Тамаре Вершицкой. Эта книга не могла бы появиться в столь сжатые сроки без помощи и участия наших постоянных пар­тнеров — руководителей издательства «МИК» Натальи Зеленко и Елены Паршковой. Всем им, а также моим друзьям и коллегам, ра­ботающим в российском Центре и Фонде «Холокост», я благодарен за поддержку и помощь при подготовке настоящего издания.

Григорий Рейхман (Израиль) оказал содействие в переводе с ив­рита, а Фонд Дмитрия Зимина «Династия» — в подготовке статей российских авторов.

Примечания

1. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР // Учебное пособие для школьников. — М., 2001.

<< | >>
Источник: Альтман И.А., Самуэльс Ш., Вейцман М.М. (ред.). Антисемитизм: концептуальная ненависть. Сборник, посвященный Симону Визенталю. М.: Центр и Фонд «Холокост»,2009. - 456 с.. 2009

Еще по теме Предисловие к русскому изданию:

  1. ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
  2.   ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ 
  3.   ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
  4.   ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
  5. 1868 —18G9 ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 
  6. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ)
  7. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ)
  8. ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ
  9. ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
  10. ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
  11. Предисловие к первому русскому изданию
  12. Предисловие к русскому изданию
  13. Предисловие к русскому изданию
  14. Предисловие к русскому изданию
  15. Предисловие к русскому изданию
  16. ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ