<<
>>

§1. Вехи биографии.

Иван Александрович Ильин родился в Москве 28 марта (по старому стилю) 1883 года[20] в дворянской семье[21] присяжного поверенного округа Московской судебной палаты, губернского секретаря Александра Ивановича Ильина и Екатерины Юльевны Ильиной (урожденной Швейкерт).

Первые 5 лет Ильин учился в пятой московской гимназии, затем в первой. По окончании гимназии 31 мая 1901 года он получил аттестат[22] и золотую медаль, чем отмечалось его отличное поведение и прилежание, одинаковая любознательность ко всем предметам, несомненные успехи в науках, особенно в математике.

15 июля 1901 года И. А. Ильин пишет прошение[23] ректору императорского Московского университета о зачислении его на юридический факультет (такую возможность ему давал блестящий аттестат, предоставляющий все права, обозначенные в §§129 - 132 Устава гимназий и прогимназий, утвержденного 30 июля 1871 года).

Обучаясь на юридическом факультете Московского университета, Ильин попадает в научную школу Павла Ивановича Новгородцева (1866 - 1924). Платон, Руссо, Кант, Гегель - таковы были идейные центры школы Новгородцева. Его лекции по истории философии права оставили глубокий след в сознании Ильина. "В нем всегда жило чувство живой тайны бытия и мистического благоговения перед нею", - писал И. А. Ильин о своем учителе[24]. О влиянии Новгородцева на молодого Ильина свидетельствует М. В. Вишняк: "Пассивным оставался я на практических занятиях у Новгородцева, где главную роль играли два Аякса - будущие профессора Н. Н. Алексеев и И.А. Ильин. За то время, что Ильина нигде не было видно, он сильно вырос: ушел с головой в философию и, видимо, многому научился - стал обнаруживать недюжинную эрудицию и серьезность"[25].

Под влиянием П. И. Новгородцева Ильин начинает интересоваться немецкой классической философией.

От своего наставника он воспринимает стремление рассматривать некоторые вопросы права в тесной связи с общими этическими и метафизическими проблемами.

И. А. Ильин интересуется в тот период и различными аспектами государственного права, международных отношений. О широте интересов ученого свидетельствуют первые его сочинения. Это работы, посвященные анализу философских систем Аристотеля, Фихте, Шеллинга, Канта, Гегеля, Руссо, на основе которых он пишет по окончании университета произведения, заложившие фундамент его

философского мировоззрения[26]. Такая проблематика и определила в дальнейшем выбор темы магистерской диссертации Ильина.

25 мая 1906 года Иван Александрович Ильин, сдав выпускные экзамены, удостаивается диплома первой степени[27], со всеми правами и преимуществами, поименованными в ст.92 Устава и в n.V мнения Государственного Совета, утвержденного в августе 1884 года, что дает возможность остаться при университете для приготовления к профессорскому званию. А 22 сентября 1906 года князь Е. Н. Трубецкой на заседании преподавателей юридического факультета предлагает оставить И. А. Ильина при университете[28].

В том же году Ильин женится на Наталье Николаевне Вокач, дочери Николая Антоновича Вокача и Марии Андреевны Муромцевой. Наталья Николаевна духовно близка Ильину, занимается философией, искусством, историей.

1910 - 1912 гг. И. А. Ильин находится в научной командировке в Германии и Франции. Эта поездка имеет особое значение в формировании его философского мировоззрения. В университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Геттингена Ильин участвует в семинарах, проводимых Г. Риккертом, Г. Зиммелем, Э. Гуссерлем, представителями новейших направлений философии того времени - "философии жизни" и феноменологии. По мнению И. И. Евлампиева,

^ •

"этот факт очень важен в связи с тем, что многие работы Ильина, выполненные в 1910 - 1920-х годах, несут на себе очевидные следы влияния указанных философских течений"[29].

В 1910 - 1914 годах появляются уже оригинальные сочинения И. А. Ильина, в них можно найти истоки его своеобразной философской и правовой концепции. Здесь прежде всего следует указать статью "Понятие права и силы. Опыт методологического анализа"[30]. Естественно-правовые теории зачастую отождествляли право и силу. Они рассматривают право как форму внешнего воздействия на людей, то есть как насилие, которое имеет целью гарантировать стабильность государства. В названной статье И. А. Ильин выступает с критикой такого подхода, призывает рассматривать феномен права как выражение духовного единства людей.

В ранних работах Ильина явно чувствуется стремление к оригинальному синтезу правовых идей Канта и Гегеля (безусловно, под влиянием П. И. Новгородцева): идеи личной свободы, полной духовной самостоятельности человека и идеи социальности, духовного единства людей. Если статья "Понятие права и силы" трактует феномен права как выражение духовного единства людей, то следующая работа И. А. Ильина "Идея личности в учении Штирнера"[31] посвящена второму "полюсу" человеческого бытия - понятию личностной свободы. Выбор философии Штирнера в качестве объекта исследования показывает

интерес Ильина к проблеме индивидуальности, неповторимости человека.

Исследуя философию Штирнера, Ильин находит идеи, которые весьма важны и необходимы для понимания человека и общества. Он соглашается с главным тезисом Штирнера: "личность... есть живая неповторимая бесконечность,в2.

В работе "Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего"31 [32] [33] проблема противоречивости человеческого бытия получает несколько иное развитие. По мнению И. А. Ильина, Фихте подвел определенный итог в развитии философии Нового времени, что нашло выражение в отказе от отождествления понятий "субъект" и "человек". "Разрушая одностороннее представление о человеке как познающем субъекте, Фихте утверждает его особое, центральное положение в мире и суть этого особого положения видит в способности к практическому самосозиданию, самоопределению, в результате которого человек становится подлинным носителем божественной сущности мира"[34].

В последующих работах Ильина, помимо иррациональной конкретности человека, тема трагического характера человеческого бытия в мире становится наиболее важной. Показательна в этом смысле

работа Ильина "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека"[35], которая ложится в основу его диссертации[36].

И. А. Ильин утверждает, что в основе мировоззрения Гегеля лежит убеждение в существенной иррациональности бытия мира и человека. Гегель представляет мироздание как арену борьбы двух

противоположных "стихий": божественного, рационального, благого Понятия и иррационального, эмпирического, злого Хаоса,

обусловливающего все несовершенство и раздробленность, все страдания мира. Однако, по мысли Ильина, Гегель верит в то, что божественное начало мира способно, в конце концов, преодолеть, преобразить низшую стихию и сделать мир во всех его частях благим и божественным. Более того, он считает, что само существование иррациональной стихии в определенном смысле необходимо для более полного, более конкретного воплощения божественного начала в мире. "Иррациональная стихия является необходимым для Духа и обогащающим ее ингредиентом: реализация Духа состоит в постепенном усвоении ее, в сращении, побеждающем ее беззаконие, но приемлющем ее качество"[37].

Таким образом, согласно исходному замыслу Гегеля (в интерпретации И. А. Ильина), смысл мирового процесса заключается в том, что Бог (гегелевское Понятие, абсолютный Дух) создает иррациональную стихию мира для своего воплощения и затем,

воплощаясь в ней, преобразует ее и весь мир, приводя к полностью божественному состоянию.

Решающим испытанием для И. А. Ильина стали революционные перемены 1917 года.

Он не мог остаться безучастным к событиям, определяющим судьбы страны, ведь его мировоззрение основывалось на убеждении в единстве философии и реальной жизни.

Об отношении Ильина к февральской революции свидетельствует серия брошюр, написанных непосредственно по следам событий марта - сентября 1917 года и изданных под рубрикой "Задачи текущего момента".

"Русский народ нашел свою единую волю: спасти Родину от нашествия и осуществить свободное народовластие", - пишет Ильин в первой брошюре37 [38], что говорит о его полной поддержке февральской революции.

В следующей брошюре "Порядок или беспорядок?" Ильин обосновывает необходимость и неизбежность революции[39]. "Старое правительство, отчасти по неумению, отчасти по злой воле, водворило в России, всюду, где только могло, беспорядок, расстройство и дезорганизацию. Чем дальше развивалась война, тем шире и глубже становилось внутреннее расстройство... Наконец, совершенно разложилась воля верховной власти: она перестала быть орудием народного и государственного самосохранения, и это обнаруживало, что дни ее сочтены"[40]. По мнению Ильина, главной задачей революции является создание "правительства народного самосохранения"- новой власти, которая "вступает в будущее под флагом: "порядок и организация во имя русского свободного народоправства и во имя победы в союзе с великими демократиями запада (Англией и Францией)"[41]. Здесь отчетливо видна приверженность И. А. Ильина идеалам классического западного либерализма, выдвигающего на первый план свободу личности и идею народовластия.

В брошюре "Порядок или беспорядок?" Ильин анализирует причины революции. Он утверждает: "Всякий порядок жизни имеет известные недостатки, и, по общему правилу, устранение этих недостатков достигается посредством отмены неудовлетворительных правовых норм и установления других, лучших. Каждый правовой строй должен непременно открыть людям эту возможность: совершенствовать законы по закону, т.

е. улучшать правовой порядок, не нарушая правового порядка"[42]. Когда перейти к справедливому порядку правовыми средствами невозможно, тогда революция становится неизбежной, ибо она "есть всегда временный общественный беспорядок, который начинается и производится ради прорыва к новому, справедливому общественному порядку"[43]. При этом Ильин подчеркивает опасности, связанные с революцией. Разрушение правовой системы общества может привести к анархии, всеобщему ожесточению, господству "демагогов" в политической борьбе. В этом смысле, по мнению Ильина, весьма опасны как крайне правые (’’черносотенцы"), так и крайне левые (большевики, максималисты, анархисты) политические группы, которые, призывая к продолжению революционного беспорядка ради утопических или консервативных целей, являются, по сути, контрреволюционерами, врагами революции.

В последующих брошюрах указанной серии: "Демагогия и провокация", "О сроке созыва Учредительного Собрания", "Почему "не надо продолжать войну"?" Ильин защищает ценности демократии и предупреждает об опасности перерастания революции в гражданскую войну.

Революционные события октября 1917 года И. А. Ильин рассматривает как триумф разрушительного беспорядка, как гибель дела революции. Годы, проведенные Ильиным в Советской России, стали временем его непримиримой и нескрываемой оппозиции правящему режиму. Как свидетельствует И.Евлампиев :"Шесть раз он подвергался аресту, дважды его дело рассматривалось в революционном трибунале, - только высылка из страны в 1922 году вместе с большой группой писателей, философов, ученых спасла его от расстрела"[44].

Высылка И. А. Ильина в 1922 году на знаменитом "философском пароходе" является началом мучительного переосмысления его политических взглядов. Чтение курса о правосознании в Русском научном институте в Берлине дает Ильину возможность не только анализировать для себя новую ситуацию в России, Европе, но и предлагать многочисленным слушателям свое толкование политических и духовных процессов современного общества. В 1923 году он пишет небольшую работу "Религиозный смысл философии"[45]. Ее религиозно-философская окраска иллюстрирует подход Ивана Александровича к проблеме соотношения философии и жизни. Он пишет, поскольку философия завершает жизнь, то она больше, чем жизнь. Но без жизни нет и философии. Именно жизнь есть и источник, и предмет, и апробация результатов исследований философии. Посредством изящных логических конструкций Ильин выводит две аксиомы философской методологии. Первая аксиома гласит, что неиспытанное содержание - не познано[46]. При этом всякий чувственный опыт опытом и является, но не всякий опыт является чувственным. Подобным пассажем Ильин подводит ко второй аксиоме: философия творится нечувственным опытом, имеет дело с нечувственными содержаниями и через них - со сверхчувственными предметами[47]. В этой связи он рассматривает право как необходимый способ духовной жизни, как естественный атрибут человеческого духа.

В 1925 году у И. А. Ильина выходит работа[48], вызвавшая острую полемику в среде русской интеллигенции. В советской журналистике утвердилось мнение об идеях Ильина, выраженных в этой книге, как о "новейшей марки патентованном православии, с оправданием еврейских погромов, гражданской войны и белого террора"[49].

ft

Эмигрантские круги тоже не остались равнодушными. В статье "Кошмар злого добра" Н. Бердяев приписывает Ильину позицию: "Чека во имя Божье", которое намного ужаснее и отвратительнее, "чем "чека" во имя дьявола"[50].

В столь нашумевшей книге Ильин рассматривает не новую для себя проблему добра и зла[51], но ее трактовка совершенно иная. Видимо, имея ввиду свои ранние работы, Иван Ильин и предостерегает от преждевременных и торопливых выводов, поскольку не только разрешение, но и сама постановка вопроса о соотношении добра и зла требует зрелого духовного опыта. И перемещение акцента с проблемы "право-сила" на проблему "сила-мораль" свидетельствует не о решении вопроса о взаимодействии права и политической силы, а скорее, об отказе рассматривать право как самостоятельный способ регулирования общественных отношений. Основной смысл проблемы сопряжения и соотношения права и морали, морали и силы, силы и морали заключается в поиске не внешней формальной правды, а правды внутренней, то есть нравственности. Нравственность является той основой, на которой можно связать право и политическую волю.

Обращение Ильина к нравственной философии не случайно. Еще в 1923 году он очень убедительно показал, что революции, смуты, войны корнями уходят в кризис правосознания, начавшийся еще с

французской революции конца XVIII века и прошедший к моменту написания книги три этапа[52].

Но Ильин в первой половине двадцатых годов еще не считал нравственное совершенствование процессом самодостаточным. Во многом это было связано с тем, что в тог период среди эмигрантов преобладало мнение о скором крахе большевиков. Поэтому деятельность эмиграции по сплочению своих рядов, казалось, имела смысл. Именно с этой целью Иван Ильин становится издателем и одновременно редактором журнала "Русский Колокол".

Попытка создания идейного центра, призванного возглавить реальную борьбу с большевиками, объединить силы как эмиграции, так и силы в самой России, позволяет Ильину на практике проверить реальность, осуществимость основной идеи о некоем единстве, неразрывности философии и жизни, о способности человека посредством конкретных действий, страданий одержать победу над всем злом. Очень интересно обращение редактора, помещенное в самом начале первого номера "Русского Колокола": "Русский Колокол". Журнал национальной и патриотической волевой идеи. Его цель - возрождение самобытной и великой России. Его задача - глубокое и всестороннее обновление духа в русском образованном слое, укрепление русского самосознания и отбор качественных сил. Мы исповедуем родину как священное начало. Мы осуждаем революцию; мы отрицаем социализм и коммунизм; но мы не ищем восстановления дореволюционных порядков. Мы верим в величие новой, грядущей России; ею занята наша мысль; ей отдана наша воля"[53].

Основное содержание статей, опубликованных в "Русском Колоколе", сводилось к идее непримиримой борьбы с большевистским режимом, идеализации российского самодержавия, точнее, к проповеди монархического порядка, естественно связанного с менталитетом русского народа, в свою очередь, обусловленного православием[54].

Как отрицание значимости для России культурных и политических ценностей западного мира, так и воплощение идеи спасительного характера русского православия требовали серьезного изучения особенностей русского характера. Бытовавшее в среде эмигрантов мнение о полном отсутствии правосознания у народа как одной из главнейших причин революции и победы большевиков также требовало опровержения. К тому же, прекращение выпуска журнала "Русский Колокол" в 1930 году стало для Ивана Александровича свидетельством краха его концепции о реальном значении деятельности отдельного человека в истории, а значит, поводом к пересмотру своего философского мировоззрения.

Именно к этому времени относится смещение Ильиным акцентов в его философии от активной деятельности как воплощения ответственности за ход истории к нравственному самосовершенствованию.

Следует отметить, что к тридцатым годам политические взгляды И.А. Ильина претерпевают существенные изменения. На смену либерализму (скорее западного толка)[55] приходит консерватизм. Идеи Канта и Гегеля Ильин пытается синтезировать и создать нечто новое, свое, что ему, несомненно, удается: от ответственности каждого человека за ход истории через активное участие взгляды эволюционировали к самосовершенствованию человека, к созерцательности, что приводит Ильина к созданию самобытного учения о правосознании.

Именно с тридцатых годов можно говорить, что в творческой биографии Ильина начинается новый этап, главным содержанием которого является попытка понять причины разразившейся исторической катастрофы (имеется в виду Октябрьская революция 1917 года) и попытка отыскать выход из нее. Пожалуй, первой работой, отражающей изменения взглядов И. А. Ильина, стала книга "Путь духовного обновления"[56], написанная в 1932 - 1935 годах. Ильин выдвигает требования к каждому человеку культивировать в себе основы веры, совести, любви.

В связи с приходом к власти Гитлера, Ильин вынужден уйти из Русского научного института в Берлине, в котором преподавал с 1923

зо

года. "Склонность Ильина к открытой оппозиции тоталитаризму проявилась и в этой ситуации, очень быстро он стал объектом пристального внимания гестапо и, чтобы избежать ареста, был вынужден в 1938 году (при финансовой помощи С. Рахманинова) покинуть в Швейцарию"[57]. В Швейцарии И. А. Ильин провел последние 16 лет жизни[58] вплоть до кончины, последовавшей 21 декабря 1954 года. Русская эмиграция высоко оценила личность и творчество Ивана Александровича Ильина, подчеркивая значение его трудов, творящих ту духовную атмосферу, "в которой нуждается право и государство для своего процветания"[59].

<< | >>
Источник: Сазонова Татьяна Борисовна. ПРАВО И ПРАВОСОЗНАНИЕ В УЧЕНИИ И.А.ИЛЬИНА. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Благовещенск 1998. 1998

Скачать оригинал источника

Еще по теме §1. Вехи биографии.:

- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -