Возрастание деятельности каждого отдельного человека
возможно только в результате разумной организации всей человеческой деятельности, которая способствует формированию естественно-исторической системы «человечество и биосфера».
Сегодня все более понятным становится утверждение В.И. Вернадского о двух сторонах естественных производительных сил России: сила природы (материальная сила) и сила народа (духовная сила) . В человеческое сознание входит еще один процесс, который верно отметил В.И. Вернадский. Речь идет о создании единого информационного пространства. Этому послужило открытие радиоволн, что дало возможность мгновенно передавать человеческую мысльна далекие расстояния. Благодаря созданию радио, телеграфа, телефона более тесными стали человеческие отношения и любая информация стала доступной при необходимости в любом месте земного шара1
В настоящее время сосуществуют и развиваются разные представления о мировом хозяйстве, а потому и разные подходы к его изучению. Эти подходы фокусируют внимание на разных сторонах мирового хозяйства: взаимозависимости, универсальности рынка и процесса накопления, межгосударственных отношений, системности организации. Тем не менее большинство сходится в том, что «проблема рынка не решается внедрением рынка в разнородный социокультурный конгломерат, не решается и ревностным включением в мировые структуры1 Включиться в мировое хозяйство можно только «со своим жилищем». Хозяйство — это больше, чем рыночный механизм; оно действует в конкретных условиях и придает своеобразие нацио-нальным рынкам.
Понимаемое таким образом национальное хозяйство — не стандартная единица универсальной системы; оно имеет циви- лизационные черты, будучи частью национальной культуры. Чтобы реализовать такой подход, необходимо преодолеть экономизм как одномерное видение мира. На почве культуры Западной Европы выросла культура, которая несет в себе ее индивидуалистический генотип.
Все же остальные цивилизации — коллективистские1 В таких цивилизациях особое значение представляет проблема целостности хозяйства, поскольку им присуще качественно иное и малоизученное отношение индивида и общества1 В России, например, характер общества и характер индивида (а значит, и его экономическое поведение) отличаются от евроамериканского характера. Понимание экономических тенденций требует учета того, что закономерности, присущие социокультурным явлениям, отличаются от закономерностей, свойственных государствам, нациям, социальным группам. Цивилизации отличаются спецификой духовной жизни и исторических судеб1 Каждая цивилизация имеет свою структуру соотношения ценности — смысловых и институциональных компонентов1Цивилизационный подход предполагает широкое использование категорий времени и пространства (в экономической
науке время и пространство начинают рассматриваться как ре-сурсы) . Один из его принципов — преемственность ценностей
во времени. Реализация этого принципа требует расширения горизонта экономического анализа и предвидения, то есть нового понимания времени и пространства. В 90-х гг. в экономической истории было введено понятие большого, среднего и короткого времени. Л. Гумилев научно обосновал синтез всемирно-исторического и культурно-исторического понимания времени, каждое из которых имеет свои миссию и нишу. При этом развитие производительных сил рассматривается как всемирно-исторический, а его страновое воплощение как культурно-исторический процесс. Принципиальное значение имеет и категория пространства, определяющая тип национального хозяйства. Для хозяйственного мира России ее пространство выступает фундаментальным фактором, который наравне с другими (богатством природных ресурсов, характером ландшафта, климатическими особенностями, малой плотностью расселения) наложил неповторимый отпечаток на хозяйство страны, на его культурно- исторический тип и обусловил геополитическую самобытность России.