<<
>>

РАСИЗМ

Существуют два расистских и два антирасистских предрассудка. Из предрассудков первого типа наиболее известен следующий: высшие и низшие расы не просто существуют (что, видимо, соответствует действительности), но мы также знаем, какая из них высшая, а какая низшая (это — вздор, ибо ничего подобного мы знать не можем).

Второй предрассудок, связанный с пер130

вым и особенно популярный в Германии в тридцатые годы и позже, состоит в том, что высшей расой должна считаться нордическая. Однако известно, что доля этой расы среди немцев невелика, она даже ниже, чем среди польских евреев. Ложность этого утверждения подмечена в остроте, появившейся примерно в 1935 году: настоящий немец должен быть блондином, как брюнет Гитлер, красавцем, как уродец Геббельс, стройным, как толстяк Геринг, и он должен носить такую же фамилию, как теоретик гитлеризма Розенберг.

Имеются предрассудки противоположного толка. Первый из них состоит в убеждении, что человеческие расы либо вообще не существуют, либо между ними нет никакой разницы. Второй относит к расизму любую неприязнь к иностранцам, даже если они принадлежат к одной и той же расе,— например, неприязнь швейцарцев к итальянцам,— а также любой патриотизм.

Конечно, расы существуют, хотя и не те, которые часто имеются в виду. Так, например, нет единой белой расы, известно несколько белокожих рас. Точно так же нет черной расы, а среди людей с черным цветом кожи встречаются как самые красивые из известных нам рас (зулусы), так и расы безобразные с эстетической точки зрения. Но из того факта, что человеческие расы существуют, вовсе не следует, что мы о них все знаем; рьяные антирасисты после второй мировой войны крайне затруднили и даже сделали невозможными любые исследования человеческих рас. Мы даже не знаем, как правильно определять расы; так, груп131

пы крови не совпадают с морфологическими группами. Еще меньше мы знаем о том, какая из рас высшая, а какая низшая.

Но мы убеждены, что все утверждения расистов являются следствием предрассудка. К примеру, нет никакого смысла в разговорах о какой-то «еврейской расе», которой на самом деле вообще не существует, как это было доказано проводившимися после войны исследованиями польских антропологов. Согласно другому предрассудку, например, немцы и поляки — это две разные расы, хотя немало немцев носят польские фамилии (фамилии двух лидеров немецких реваншистов — Гупка и Чая), и наоборот, у многих поляков фамилии немецкие.

Несмотря на это, в тридцатые годы немцы были настолько охвачены этим суеверием, что ради него уничтожили миллионы людей: евреев, поляков, цыган и других. Расизм — яркий пример того, к чему может привести суеверие, если его не пресечь вовремя.

В настоящее время расизм, хотя и господствует в некоторых отсталых странах (особенно африканских), утратил свою былую популярность. Зато распространены антирасистские предрассудки: отрицание того, что расы вообще существуют, и отождествление ксенофобии (неприязни к иностранцам) и даже патриотизма с расизмом. Дело дошло до того, что расистом объявляют всякого, кто осмелится заявить, что он предпочитает соотечественника иностранцу.

Отличительной чертой расизма является и то, что очень трудно обнаружить какую-то реальную

132

потребность, которая лежала бы в его основе, как это имеет место в случае других суеверий. Видимо, расизм — это просто продукт творчества литераторов и политиков, выдумавших его для обоснования национализма, т. е. за расизмом всегда стоят националистические предрассудки. Основа же антирасистских заблуждений ясна: это гуманистический предрассудок, согласно которому человек настолько отличается от животных, что законы природы ему не писаны.

См.: гуманизм, национализм, патриотизм, равенство.

<< | >>
Источник: Ю.  Бохеньский. Сто СУЕВЕРИЙ. Краткий философский словарь предрассудков. Москва ИЗДАТЕЛЬСКАЯ   ГРУППА «ПРОГРЕСС» 1993. 1993

Еще по теме РАСИЗМ:

  1. 2.1. Современные представления о связи установки и поведения
  2. 2.4. Расизм и национализм
  3.   §28. Биологизаторский и социологиза- шорский подходы к человеку  
  4. РАСИЗМ
  5. § 2. Индусский национализм Расовая идея как основа формирования этнонации в индийском контексте.
  6. Посвящение
  7. Иудейско-мусульманская гармония: время для размышления для еврейских и мусульманских общин Европы БАШАРАТ (ВАШИ) ТАХИР КУРАЙШИ
  8. Рабочее определение антисемитизма, установленное Европейским центром по мониторингу расизма и ксенофобии при ЕС, распространенное в марте 2004 года
  9. ИРВИН КОТЛЕР Irwin Cotler ВВЕДЕНИЕ: СТАРАЯ И НОВАЯ РАЗНОВИДНОСТИ АНТИСЕМИТИЗМА — ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ
  10. 4. ПРОТОКОЛЫ ДУРБАНА: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НЕОАНТИСЕМИТИЗМА ШИМОН САМУЭЛЬС Shimon Samuels
  11. 11. МЕСТО ВСТРЕЧИ РАЗЖИГАТЕЛЕЙ НЕНАВИСТИ — ИНТЕРНЕТ РОНАЛЬД ЭЙССЕНС Ronald Eissens
  12. 18. КРОЙЦБЕРГСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПРОТИВ АНТИСЕМИТИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ МУСУЛЬМАНСКОГО И НЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В БЕРЛИНЕ ГЮНТЕР ЙИКЕЛИ Gunther Jikeli
  13. 19. АБСУРДНОСТЬ АНТИСЕМИТИЗМА В АРАБСКОМ МИРЕ МОРАД ЭЛЬ-ХАТТАБ ЭЛЬ-ИБРАГИМИ Morad El-Hattab El-Ibrahimi
  14. РАСИЗМ
  15. Будущее развитие истории
  16. Философия расизма и национал-социализм
  17. Фашизм и расизм
  18. § 4. Расы и расизм