Значение генетики для общества и массового сознания.
Значение генетики довольно велико:
1. Это выявление генетических заболеваний
2. Селекция
3. Применение стволовых клеток
4. Клонирование органов
5. Получение чистых белковых вакцин.
6. Исследование зависимости темперамента, личностных особенностей и высших психических функций человека от генетической наследственности.
При рассмотрении значения генетики для общества и массового сознания помимо выше перечисленного нельзя не упомянуть о евгенике, роли генетики в криминалистике, а также о социально-этических проблемах в генетике.
В массовом сознании евгеника воспринимается как атрибут расизма, явление, характерное лишь для тоталитарных государств XX века.
Считается, что евгеника как наука о расовой гигиене возникла в Третьем Рейхе и что только в гитлеровской Германии проводились евгенические исследования. С Германией же связан отнюдь не расцвет этих исследований, а, наоборот, полная их дискредитация.
Однако евгеническая практика уже существовала за много веков до этого. Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности. В Спарте хилых младенцев уничтожали, сбрасывая в пропасть, в результате чего возник тип неуязвимого спартанского воина.
Термин «евгеника» (от греч. «евгений» - благородный) впервые был введён в 1883 году в книге «Исследование человеческих способностей и их развития». В 1904 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы». По Гальтону евгеника призвана разрабатывать и теоретически обосновывать методы социального контроля, которые “могут исправить или улучшить расовые качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные”. Он пришел к выводу о необходимости беречь генофонд избранной человеческой расы, отбирая лучших ее представителей, наделенных выдающимися способностями. Со временем евгенические теории нашли широкое применение.
Правительства некоторых стран реализовали те или иные практические шаги по улучшению человеческих качеств.Евгеника является наиболее яркой областью использования генетики, вызывающей наибольшее количество вопросов. Одним из наиболее сложных вопросов является определение способа выделения элиты, чей генофонд является ценностью и должен быть сохранен и воспроизведен в последующих поколениях.
Другой камень преткновения является то, что евгеника пытается контролировать сложные поведенческие признаки людей, интеллект и одаренность, которые определяются большим числом генов. Характер их наследования очень сложен. К тому же в развитии таланта и интеллекта большую роль играют культура, язык, условия воспитания, образование и, конечно, момент удачи, хотя с этим можно и не согласиться. Все это передается ребенку не через гены, а с помощью общения с близкими людьми и учителями. Не стоит забывать и о том, что талант - это не присутствие каких-то особых генов, а, как правило, их уникальное, удивительное сочетание, которое не повторяется в поколениях.
Поэтому с конца 80-х годов евгеническая проблематика вновь стала предметом академических и политических дискуссий в качестве темы “опасности возрождения евгеники” в связи с началом реализации международного исследовательского проекта “Геном человека”, который даст в руки биомедицины небывалые возможности для диагностики и лечения генетической патологии. Статьи, так или иначе запрещающие евгенические программы, вошли в законодательства большинства индустриально развитых стран. В 1997 году была принята “Всеобщая декларация ЮНЕСКО о геноме человека и правах человека” (подписана всеми членами ООН за исключением Сингапура), запрещающая евгенические мероприятия. Аналогичный запрет содержится в специальном приложении в Конвенции Совета Европы “О защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: конвенция о правах человека и биомедицине”, принятой в том же году.
Евгенистические исследования оказались в точке пересечения многих социальных, этнических и политических проблем, что делает их более актуальными, нежели 100 лет назад.
Если говорить об использовании генетики в криминалистике, то в судебной практике известны случаи установления родства, когда дети были перепутаны в роддоме. Иногда это касалось детей, которые росли в чужих семьях не один год. Для установления родства используют методы биологической экспертизы, которую проводят, когда ребенку исполнится 1 год и стабилизируется система крови.
Разработан новый метод – генная дактилоскопия, который позволяет проводить анализ на хромосомном уровне. В этом случае возраст ребенка значения не имеет, а родство устанавливается со 100%-й гарантией.
СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕТИКИ.
В последние десятилетия, как известно, широко развернулись дискуссии, связанные с перспективами применения к человеку методов генетики. Этот, казалось бы, сугубо научный интерес неожиданно высветил и широкие мировоззренческие, социальные и этические вопросы, с ним сопряженные. Специфика этических проблем медицинской генетики состоит также в том, что предметом генетической практики является забота о еще не родившемся ребенке.
Когда речь идет об опасности или безопасности генетически модифицированного мира, то самые распространенные точки зрения основываются преимущественно на "общих соображениях и здравом смысле". Например:
· в природе и так все разумно устроено, любое вмешательство в нее только все ухудшит;
· поскольку сами ученые не могут со 100% гарантией предсказать все, особенно, отдаленные, последствия выпуска в природу трансгенных организмов, не надо этого делать вообще;
· за миллиарды лет эволюции Природа перепробовала все возможные варианты создания живых организмов, и ничего плохого не произошло, почему это должно получиться у человека?
· в Природе и так постоянно происходит перенос генов между разными организмами (в особенности, между микробами и вирусами), так что ничего принципиально нового трансгенные организмы в Природу не добавят.
·
Генетическая инженерия способна, с одной стороны, привести к избавлению человечества от многих бед, в частности от наследственных болезней, а с другой стороны, в результате экспериментов и манипуляций с генами привести к результатам, представляющим угрозу человеку и человечеству.
Этическая оценка уже достигнутого отличается многообразием точек зрения.Основной этической проблемой современной медицинской генетики считается вопрос конфиденциальности генетической информации, произвольность проведения генетического тестирования, доступность медицинской генетической помощи и т.д.
Главные опасности генной терапии связаны с вирусной природой носителя трансгена. Такой вирус не должен заражать других людей и не должен инфицировать половые клетки пациента, чтобы не передать трансген потомству и сделать его трансгенным. Однако считается, что в настоящее время технологии генной терапии, при их разумном выборе, не несут пациентам опасности, выходящей за рамки обычных медицинских процедур.
Возможность клонирования вызвала большой ажиотаж в области религии, этики, защиты прав человека.
Как итог можно чсказать, что новые знания, получаемые человеком - это естественный фактор его собственной эволюции. Само познание, научное исследование не несут в себе ни добра, ни зла. Главное - в чьих руках они находятся.
16.