<<
>>

СЛАВЯНОФИЛЫ

Слово «славянофил» стало употребляться в русской литературе с начала XIX столетия для обозначения человека, ориентировавшегося на славяно-русскую культуру, в том числе и на церковно-славян- ский язык (славянофилом, например, называли адмирала А.
С. Шишкова, который идеализировал допетровское прошлое России и рассматривал старославянский язык как «корень и начало» русского языка). Как идейное течение русской общественной мысли, противостоящее западничеству, славянофильство возникло в конце 30-х гг. и было представлено воззрениями И. В. Киреевского, А. С. Хомякова, К. С. Аксакова, Ю. Ф. Самарина, А. И. Кошелева и ряда других писателей, ученых-фольклористов, общественных деятелей. В этом виде славянофильское направление существовало до начала 60-х гг.
Формирование славянофильских воззрений тесно связано с полемикой между западниками и их противниками - сторонниками самобытного пути развития России (они даже называли себя «самобытниками»). И хотя последних с 1844 г. стали называть «славяно- филами», это наименование неточно выражало суть их воззрений, ибо в центре их внимания были Россия и русский народ. Это было «русское направление», «московское направление», «московская партия» - по их самоопределению. Подчеркивание родоначальниками славянофильства «московского направления» их взглядов было связано не только с тем, что они были москвичами и в Москве возник их кружок, но и с убеждением, что «Москва - столица русского народа, а Петербург - только резиденция императора», по словам К. Аксакова, сказанным Герцену (II, 237).
Ранние славянофилы не были панславистами, т. е. сторонниками идеи объединения славян. Самобытность России они связывали, прежде всего, с православием и своеобразием исторических судеб русского народа; политической деятельностью они не занимались. По своим социально-политическим воззрениям славянофилы были «так же далеки от консерватизма в его нелепой односторонности, как и от революционности в ее безнравственной и страстной самоуверенности» (А. С. Хомяков). Казалось бы, что их идеалы укладываются в формулу официальной народности - «православие, самодержавие, народность». Но почему тогда царское правительство подозрительно относилось к славянофилам, запрещало их издания, держало их под полицейским контролем, а Ю. Ф. Самарина даже подвергло в 1849 г. краткосрочному аресту? Немалую роль в этом, вероятно, играла подозрительность, а порой просто глупость правительственных чиновников (славянофилов сам московский генерал-губернатор называл «красными» и «коммунистами», а ношение ими бород расценивалось как поведение, несовместимое с дворянским званием). И в то же время теоретики славянофильства отнюдь не апологетически воспринимали существующую российскую действительность, ее социальное состояние, государственность и церковные порядки. Противопоставляя Москву как народную столицу Петербургу как императорской резиденции, они тем самым отрицали единение народа с царским самодержавием[74]. Славянофилы были противниками крепостного права. Их понимание православия не соответствовало официальным установкам. Не случайно серьезные богословские труды А. С. Хомякова печатались за границей, а на родине - лишь через 19 лет после его кончины.
Для формирования философии славянофильства первостепенное значение имели философские идеи и взгляды И. В. Киреевского и А. С. Хомякова.
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме СЛАВЯНОФИЛЫ:

  1. Славянофилы и западники
  2. ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ
  3. СЛАВЯНОФИЛЫ
  4. Глава II. СЛАВЯНОФИЛЫ
  5. 1. Славянофилы и западники
  6. 5.2. Западники и славянофилы
  7. 3. Славянофилы
  8. Новые бойцы в лагере славянофилов
  9. Гонения на славянофилов в царствование Николая I
  10. Экономические взгляды ранних славянофилов
  11. Славянофилы в условиях «гласности»
  12. Экономические взгляды славянофилов в к. 50 -х — 60 -е годы
  13. славянофилы-почвенники
  14. Славянофилы-панслависты
  15. Славянофилы вне славянофильского кружка
  16. Славянофилы в эпоху Александра III
  17. Экономические взгляды ученых и мыслителей, по своим убеждениям близких славянофилам: М. О. Меньшиков, В. В. Розанов, С. Н. Булгаков Михаил Осипович Меньшиков