<<
>>

Сущность человека и исторического процесса в концепции «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона Huntington_Concept Of Civilization Clash About The Essences Of Human Beiry And Historical Process

Харитонова М.Е.

АОУ ВПО Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина,

г. Санкт-Петербург E-mail: mharitonova@bk.ru

Теорию культуры известного американского философа, культуролога, политолога С.

Хантингтона, появившуюся на свет в конце ХХ века, можно отнести к цивилизационным концепциям исторического развития (О. Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойнби, Э. Дюр- гейм). Американский философ, создавая свою концепцию как ответ на трансформацию об­щественно-политической международной системы, предлагает новое видение истории, ос­нованное на мультицивилизационной парадигме развертывания исторического процесса.

Под цивилизацией ученый понимает культурную общность людей, объединенных общей культурной идентификацией. Понятие культуры является основополагающим в концепции «столкновения цивилизаций», хотя четкого определения в трудах Хантингтона мы не нахо­дим. Можно предположить, что под культурой он понимает совокупность духовных и мате­риальных ценностей, созданных конкретной цивилизацией, а так же способность их воспро­изводить. Процесс идентификации протекает на индивидуальном (идентификация человека) и коллективном (идентификация цивилизации) уровнях.

С.Хантигтон утверждает, что фундаментальным свойством человека является его спо­собность противопоставить себя Другому (чужому/врагу). Человеческая природа изначально зла - ненависть является определяющей характеристикой человека. Для того, что бы осо­знать себя как Я, ему необходимо определить Другого, т.е. врага (конкурента, соперника, оппонента). Это ключевое положение философско-антропологических взглядов ученого со­ответствует современной постмодернисткой стратегии осмысления человеческого бытия: тема Другого и его отношений с Я поднимает вопрос о коммуникативной природе бытия человека. Другой выступает как решающий фактор установления бытия Я.

Таким образом, изначально «злая» природа человека лежит в основе культурной иденти­фикации, являющейся движущей силой исторического процесса. Конфликт - неизбежное проявление человеческой природы, поэтому конфликты вечны и являются основной формой исторического развития цивилизаций.

<< | >>
Источник: Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. I. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского,2012. — 565 с.. 2012

Еще по теме Сущность человека и исторического процесса в концепции «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона Huntington_Concept Of Civilization Clash About The Essences Of Human Beiry And Historical Process:

  1. Сущность человека и исторического процесса в концепции «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона Huntington_Concept Of Civilization Clash About The Essences Of Human Beiry And Historical Process