<<
>>

О типологии философских направлений

Философские воззрения Лопатина как «конкретный спиритуализм» определяются им в сопоставлении с другими «типическими системами философии». В его понимании «философия ставит вопрос об общих условиях и общих основах всякого бытия вообще и все частное рассматривает лишь в свете делаемых ею универсальных предположений и в связи с ними» (там же, 335).
Философия же как метафизика «вырастает из потребности признать рядом с непосредственно данным нашему сознанию нечто отличное от него и незави- симое как его причину» (там же, 357). Но при этом сама философия, как показывает ее история, являет существование «общих типов философского понимания» (там же, 336). Каковы эти «типические системы философии», «общие типы философского понимания»?
В статье «Типические системы философии» (1905) Лопатин приходит к следующей общей классификации «типических систем метафизики».
«Две положительные типические системы метафизики»:
  1. спиритуализм, «понимающий действительность по аналогиям духовным»;
  2. материализм, «понимающий ее по аналогиям физическим».

«Одна отрииателъная типическая система»:
агностицизм - «система, не признающая в истинной реальности никакого подобия с какими-нибудь духовными или материальными отношениями и свойствами» («Аксиомы», 343. Подчеркнуто мною. - Л. С). Эту систему Лопатин называет также феноменизмом (от греческого слова феноменон -явление), или ноуменизмом (от греческого слова ноуменон - то, что мыслится), поскольку агностицизм признает человеческое знание только феноменов - явлений, но отрицает познание их сущностей, «вещей в себе», ноуменов.
Таким образом, по словам Лопатина, «мы имеем только три основные типа умозрительного понимания вещей»: материализм, фе- номенизм и спиритуализм-идеализм (там же, 341). «Отрицательная типическая система», или феноменизм, представлена философией Канта и его последователей. Что же касается «двух положительных типических систем метафизики» - спиритуализма {спиритуализм Лопатин называет также идеализмом) и материализма, то они могут иметь различные разновидности.
Материализм может проявляться в форме атомизма, т. е. учения о том, что сама материя состоит из мельчайших неделимых частичек (например, античная философия Демокрита, Эпикура, Лукреция). Но материалистическое учение может быть и неатомистическим, по которому материя, или «абсолютное вещество мира», «все сливается в одну, вечно меняющую виды своего бытия сущность» (там же, 343-344).
Спиритуализм, или идеализм («идеалистическое или духовное толкование существующего») (там же, 337) в истории философской мысли выступал как монадологизм - признание «реальной множественности центров духовного существования» (Лейбниц), а также как субъективный идеализм - признание «всего материального мира за простое представление сознающего духа» (там же, 339).
Лопатин усматривает также существование абстрактного идеализма (панлогизма): «панлогический идеализм полагает сущность бытия в формальном логическом принципе или идее» (там же, 338). Наиболее последовательное выражение этот вид идеализма нашел в философии Гегеля.
Свою философскую систему Лопатин определяет в качестве конкретного спиритуализма, основной принцип которого - «все реальное в себе духовно» (там же, 279). Философия конкретного спиритуализма, по его мнению, выражена в учении Лейбница, однако сам Лопатин не является сторонником монадологии, в соответствии с которой существует множественность «центров духовного существования». Для него духовный мир един. Вместе с тем единство духовного мира Лопатин трактует иначе, чем абстрактный идеализм (панлогизм) Гегеля. С точки зрения Лопатина, «реальная духовность существующего» независима «от наших отвлечений и логических обобщений» (там же, 228).
Общая классификация философских направлений, даваемая Лопатиным, достаточно традиционна. Она принята даже марксистской философией, которая также делит основные философские течения на материализм, идеализм и агностицизм. Но его типология идеализма-спиритуализма оригинальна[213] и позволяет обозначить место в идеалистической философии самой системы конкретного спиритуализма самого Лопатина.
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме О типологии философских направлений:

  1. 3. МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  2. а) Возможность философской антропологии
  3. Типология личности Г.Айзенка.
  4. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
  5.   2.7. Философские проблемы медицины 2.7.1. Философия медицины и медицина как наука  
  6. О типологии философских направлений
  7. МАКС ВЕБЕР
  8. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  9. Постановка проблемы философского исследования
  10. 6.4. НАУКИ О РЕЧИ В ЭПОХУ ПЕЧАТНОЙ СЛОВЕСНОСТИ И МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (XVII—XX вв.)
  11. Философская дискуссия и постмодернизм
  12. ЛИТЕРАТУРА
  13. § 8. Заглавно-финальный комплекс поэтического и философского текстов
  14. Становление и направления отечественной философии науки The beginning and directions of Russian philosophy of science
  15. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА: МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО ОБЩЕНИЯ