<<
>>

БАРИТОН

Мужской голос, промежуточный между тенором и басом. О громкости, характере звучания. Бархатный, гибкий, глубокий, глухой, горловой, грудной, густой, жирный, звонкий, могучий, мягкий, низкий, певучий, резкий, сильный, сиплый, сочный, хриплый.

Люди Вячеслава Илларионыча не шумят и не кричат; напротив, . . говорят приятным горловым баритоном, Тургенев, Два помещика. — Нет, не могу, — ответил другой грудным баритоном. Короленко Без явыка. Славянов-Райский. , жирным актерским баритоном благосклонно и веско беседовал с хозяином„ Куприн, На покое. Такой могучий, густой, бархатный баритон, как у него, обещает превосходного оперного артивта. Соби- нина, Смотр талантов. Я как теперь помню его высокую, плотную фигуру, несколько развалистую походку, слышу мягкий, немного певучий, точно бархатный баритон. Стрепетова Воспоминания и письма.

О впечатлении, психологическом восприятии; об оценке волоса. Внушительный, выразительный, красивый, мужественный, недурной, нежный, приятный, прояикновен- яыВ, солидный, страстный, томный, трепетный, чарующий. У Мусоргского был недурной баритон, и пел он прекрасно. Римский- Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни. В передней раздался удивительно приятный, мужественный а сочный баритон. ^Тургенев, Новь.

» Драматический, лирический, оперный и т. п.

БАС. Низкий мужокой голоо, О громкости, характере звучання. Бархатный, гибкий, глубокий, глухой, гремучий, громовой, громоподобный, грубый, грудной, гулкий, густой, железный, жирный, заливистые, звучный, зычный, колоратурный, крепкий, лающий, литавро» подобный, ломкий, медный, могучий, мощный, мягкий, надтреснутый, низкий, оглушительный, ок- тавистый, придушенный, пропитой, пропойный (разг.), протодиакон» ский, расшатанный, ревущий, резкий, рокочущий, рыкающий, рычащий, сильный, сиплый, сочный, толстый (устар.), тяжелый, утробный, хриплый. — Что? —¦ удивленно я царственно-строго сказал бы он своим бархатным басом.

Бунин, Бахар Воробьев, Дъякоп угрюмо вторил ему грубым, как бы железным басом. Скиталец, Октава. Гундин. затянул что-то своим * у- с т ы м, гремучим бавом. Караваева, Лесозавод. Граф стукнулся коленом об пол. . и зарыдал густым лающим басом. Кнорре, Озерки. — Здравствуйте, господа, —* сказ ал он жирным басом. , Куприн, Молох. Дьякон поднял рупором рот, раздул шею и зычным басом запел. Серебров, Время и люди. Дорогие читатели! Если вам случится услышать мои стихи в втом исполнении, учтите одно обстоятельство. Тот колоратурн ый бас, о котором так много говорили в дни моей молодости, уже невосстановим. Сель винокий, О моем голосе. Бедовыми голосами начали пение малыши, затем последовала дружная волна м о- г у чих басов. Костылев, Иван Гроз вый. Барин смотрит на Митрия Ствпаныча и м я г к и м басом обращается к нему. Гладков Повесть
  1. детстве. Кричали все интеллигенты, но голоса всех их покрывал низкий, густой, придушенный бас мужчины в маске. Чехов, MaGKa. Мы начали бросать в крысу книгами. Она завизжала и забегала около классной доски. Отец Трегубое поспешно переступил со стула на втол. —» Двери отомкните/ ¦— ревел ом со стола протодиаконски м басом. Пауотовокий, Далекие года. (Старик] пел расшатанным бавом какие-то духовные стихи. Скиталец, Октава. — Алексей Дмитриевич! — брякнул он своим т я ж е а ы м басом. Тургенев, Новь. Лошак ворочал белками и мычал утробным басом бее слов.
  2. іадков, Цемент. Кувалда говорил вполголоса, и его хриплый бае зловеще гудел в пустой харчевне. М. Горький, Бывшие люди.

О впечатлении, психологическом восприятии; об оценке голоса. Безучастный, величественный, властный, внушительный, выразительный, вялый, гневный, грозный, досадливый, злой, изумительный, красивый, мрачный, мужественный, невеселый, ободряющий, подкупающий, покровительственный, привлекательный, приятный, равнодушный, рассудительный, свирепый, сердитый, солидный, спокойно-уверенный, спокойный, степенный, уверенный, угрюмый, унылый.

Касалось вам, что мы сейчас Go всей галеркой рухнем, Когда величественный бас Затягивал: «Эй, ухнем!*. Маршак, Шаляпин. И тотчас же с другого угла им вторили басы, ободряющие, солидные, спокойно уверенные. Скиталец, Октава. Рассудительным басом уговаривал мальчика господин в золотых очках., Куприн, Белый пудель. Говорил [Алпатов] се всеми так, точно всеми командовал:              сердитым тяже

лым басом, отрывисто. Сергеев-Цен- ский, Медвежонок. — Хозяин, —• сказал он наконец угрюмым басом, —¦ дайте мне микроскоп, чтобы я мог рассмотреть, стакан зто или наперсток. Паустовокий, Рувим Фра- ерман.

Цс Редкие эпитеты. Беззубый, гранитный, деревянный, масленистый, обветренный, органный, солдатский, стенопотрясающий, фундаментальный, яровитый. — Баловство/ — промолвил он наконец хриплым, беззубым басом. Тургенев, Часы. — Граждане, прошу очистить помещение, — сказал он [комендант) гранитным бавом. И. Грекова, Кафедра. — Ну, вот, — масленистям басом сказал человек в накидке. Федин, Первые радости. Два голоса — обветренный, ломкий бав Долгова и мягкий необычайно приятный тенор А тар щиквва. . буйно сплелись, звучали покоряюще красиво. Шолохов, Тихий Дон. Но голова всех покрыл органный, глубокий, стенопотрясающий бас самого председателя Государственной думы. Югов, Шатровы. — Да вот, позвольте, кая этого молодчика фамилия? Генерал поковал пальцем на второго от правого фланга волбата. — Игнатий Михайлов, ваше превоотоВительвтво, — безучастным, . влдатск им деревянным баввм ответил Осадчий. Куприн, Поединок. [Голо*:) Когда вы, полные восторженней хвалою, Поднявши ««в и яебевам, Л ка фисты том лветв фистулою Я к звонким вашим дивтаитам — Фундаментальный бав. А. К. Толстой, Дон Жуаи. Поел* ответа не проходило и иввкольких минут, как снова чей-нибудь яровитый бае громыхал. Шолохов, Тихий Дон.

¦ Глубокий, драматический, лирический. певучии, профундо и т. п.

<< | >>
Источник: К. С. ГОРБАЧЕВИЧ, Е. П. ХАБЛО. СЛОВАРЬ ЭПИТЕТОВ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. ЛЕНИНГРАД «Н А У К А» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1979. 1979

Еще по теме БАРИТОН:

  1. N 3. Тактика предъявления для опознания
  2. 6.6. Голос в рекламе
  3. 5.1.4. Реклама на телевидении и радио
  4. 7.1.2. Самомаркетинг как условие становления журналиста
  5. КТО ОН, ЖИВОЙ БОГ ИЛИ АГЕНТ ЦРУ?
  6. ОПАСНЫЙ ЖЕНИХ
  7. XXI
  8. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ  
  9. В ОЖИДАНИИ АРЕСТА
  10. | И. М. Тронский\ ОБ ОДНОМ РИТМИЧЕСКОМ ЗАКОНЕ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА[356]
  11. Интенсивность звучания
  12. 2.2.2. Дополнительные способы квантификации признака
  13. Приложение № 2 (указатель уникальных префиксов)
  14. Футуристка
  15. § 168. Способы выражения обстоятельств
  16. БАРИТОН