<<
>>

12. ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ОНЕГИНА

Своеобразие начала романа Происхождение, воспитание, образование, времяпрепровождение Онегина. Характеристика Онегина в период увлечения светом (бездумное отношение к жизни, напускная разочарованность, «наука страсти нежной») Равнодушие Онегина к искусству.

День Онегина — типичный день молодого человека. Причины разочарования Онегина в жизни и интересах светского общества. Черты Онегина в период разочарования в свете: презрение к светскому обществу. отстранение от светской жизни, стремление найти цель в жизни. Жизнь Онегина в деревне: попытка заняться полезной деятельностью: замкнутость, эгоизм в сочетании с некоторым благородством; пренебрежение общественным мнением и одновременно подчинение ему; разочарование в жизни

h Онегин и Ленский: изначаль- lt;у°ная непрочность дружбы. Испыта- ' ние дружбой. Различие и близость I Онегина и Ленского. Дуэль и убий- I ство Ленского. Значимость гибе- , ли Ленского. Путешествие — по- I знание родины и народа, измене- I ние мировоззрения под влиянием і путешествия Любовь к Татьяне.

Попытка найти цель в жизни в I любви к Татьяне. Открытый финал I романа.

Место образа Татьяны в истории русской литературы Условия формирования характера и мировоззрения Татьяны (влияние быта, пансион, сентиментальная литература). Обзор чтения Татьяны. Основные черты Татьяны до встречи с Онегиным: мечтательность и замкнутость, любовь к родной природе, любовь к «простонародной старине», неосознанная неудовлетворенность жизнью. Черты Татьяны, раскрывшиеся в период любви к Онегину: прямота и искренность, решительность. Татьяна в свете: понимание тщеты светской жизни, постоянство чувств, высокое понимание своего нравственного долга, сила воли. См. также 9 класс, тема №21.

I              14. ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ

.              «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

I              Мир автора, показанный через

1              образ лирического героя, поэта,

|              рассказчика и друга Онегина.

Ав-

I              тор-персонаж («приятель» Онеги-

.              на) появляется уже в первой гла-

I              ве: «Условий света свергнув бре-

I              мя./Как он, отстав от суеты,/С ним

і              подружился я в то время». Онегин

'              вызывает у автора симпатию, но

|              «Всегда я рад отметить разность/

I              Между Онегиным и мной». Види-

.              мо, эта «разность» объясняется

I              тем, что устремления автора, как

I              человека творческого, направлены

і              в окружающий мир, он всегда от-

'              крыт для красоты, радостей и не-

I              счастий этого мира; Онегин же

I              долгое время был занят исключи-

.              тельно собой. Во 2-й главе автор

I              появляется, описывая внешность

I              и привычки Ольги, и замечает, что

і              и сам прежде любил этот образ,

'              но он ему «безмерно» надоел. Ли-

I              рические отступления как особая

f

сюжетная линия, раскрывающая образ автора. Тематические группы лирических отступлений: авто-

|              биографические (например, глава

і              восьмая, начало: «В те дни, когда в садах Лицея/Я безмятежно рас-

I              цветал.../В те дни в таинственных

I              долинах,/Весной, при кликах лебе-

I              диных,/Близ вод, сиявших в тиши-

'              не,/Являться муза стала мне»);

І              критико-публицистические , бесе-

I              ды на бытовые темы (глава седь-

,              мая:

Пейзажные {глава седьмая' Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана. . Вот север, тучи нагоняя, Дохнул завыл — и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.

Не радо ей лишь сердце Тани.../ а также глава седьмая, первые три строфы.

I

Отступления на гражданскую тему (глава седьмая, со слов «Москва...как много в этом звуке для сердца русского слилось!» и далее).

<< | >>
Источник: Анисимова Т.Б.. Шпаргалка по литературе / Т.Б. Анисимова. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс,2012. — 122, [1] с.. 2012

Еще по теме 12. ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ОНЕГИНА:

  1. Заключение. Литературные традиции XVIII столетия и русская литература XIX века
  2. Драматургия начала XIX в. Творчество А. С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума»
  3. А. С. Пушкин
  4. Основные направления и течения русской литературно общественной мысли второй четверти XIX в.
  5. Е. А. Баратынский
  6. М. Ю. Лермонтов
  7. Н. В. Гоголь
  8. Натуральная школа и проза начала 1850 х гг.
  9. Поэзия 1790-1810-х годов
  10. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ: «СОГЛАСИЕ УМА И СЕРДЦА»
  11. Глава II. Пушкин и его современники (Баратынский, С.Веневитинов)
  12. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии
  13. 12. ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ОНЕГИНА
  14. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  15. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  16. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  17. II.11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX В.
  18. Личность и творчество Ю. М. Лотмана
  19. Пушкин. Очерк творчества
  20. Глава 6. Космополитизм в России