<<
>>

15. ТРАГЕДИЯ А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ» (1825)


Время действия — конец 16 — начало 17 века («Смутное время»). Тема трагедии — человек и народ ( так ее определил Пушкин). Царь Борис — противоречивая личность (самодержец, волевой государственный деятель, обладающий, однако, пороками).
Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Народ — главное действующее лицо в трагедии. Народ представляет собой великую силу; он может стать надежной опорой существующему строю, а может разрушить его. Но в силу своего невежества народ не понимает, что ему нужно делать и попадает под власть очередного тирана, чью тиранию пассивно терпит. «Борис Годунов» — первая реалистическая трагедия в русской литературе (достоверность и объективность изображения).

16. «МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ» А.С. ПУШКИНА (1830 Г)
«Маленькие трагедии» были написаны в период Болдинской осени. К ним относятся: «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери» и «Пир во время чумы». «Моцарт и Сальери». Первоначально трагедия носила название «Зависть», но Пушкин от него отказался. Нравственная проблематика трагедии — гений и злодейство несовместимы (этой позиции придерживается автор). Талантливость Сальери и гениальность Моцарта.
I 18. РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА , М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
і Герой поэмы «Мцыри» и его
'              трагедия. Он вырос взаперти и
I              неприспособлен к жизни на воле.
I              Страстное желание увидеть роди-
.              ну Структура поэмы. Роль пейза-
I              жа в поэме: пейзаж отражает ду-
I              шевное состояние героя, либо по-
I              казывает необычайные картины
1              природы. Романтические пейзажи,
I              как правило, яркие, символичные,
I              они необычны, как и сам роман-
.              тический герой (пример пейзажа
I              из текста, например, глава 11, опи-
I              сание утра). Чувства романтичес-
I              кого героя всегда обострены, по-
'              этому он тонко воспринимает при-
I              роду и все ее «настроения». Три
I              дня жизни на свободе. Поиски.
.              Мир природы, который герой за-
I              ново открывает для себя. Смерть
I              героя: характер героя и жанр про-
I              изведения предопределяют траги-
'              ческий финал. Благополучная раз-
|              вязка нарушила бы требования I. жанра романтической поэмы. Ге- «ррой страдающий, неудовлетворен-
I              ный, мучимый противоречиями не
I              может пойти на компромисс с ок-
I              ружающим миром, он должен погибнуть.
I Перед смертью Мцыри просит
I              перенести его в сад; там, среди
і              природы, он ожидает прощально-
'              го привета с родины, которую так
I              и не смог найти во время своих
I              странствий.
I И с этой мыслью я засну, | И никого не прокляну!..
I Мцыри как бы предупреждает I монахов о возможности проклятия, і если они оставят его умирать в ' ненавистной тесной келье. По духу I он — истинный романтический ге- I рой — мятежный, гордый, свобо- , долюбивый. Тем трагичнее была • его жизнь, прошедшая в заточе-
нии. Мцыри попытался бороться с судьбой и потерпел поражение.
Воплощение в Мцыри любимого идеала Лермонтова.
<< | >>
Источник: Анисимова Т.Б.. Шпаргалка по литературе / Т.Б. Анисимова. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс,2012. — 122, [1] с.. 2012

Еще по теме 15. ТРАГЕДИЯ А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ» (1825):

  1. Драматургия начала XIX в. Творчество А. С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума»
  2. § 15. Значения и употребления форм 2-го лица единственного и множественного числа
  3. § 68. Модальные значения инфинитива
  4. § 3. Производные и составные союзы
  5. 3.1. Что такое память
  6. ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ А. С. ПУШКИНА И ЛЮБОМУДРЫ  
  7. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН[112]
  8. 15. ТРАГЕДИЯ А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ» (1825)
  9. § 15. Значения и употребления форм 2-го лица единственного и множественного числа
  10. § 68. Модальные значения инфинитива
  11. § 3. Производные и составные союзы
  12. § 15. Значения и употребления форм 2-го лица единственного и множественного числа
  13. § 68. Модальные значения инфинитива
  14. § 3. Производные и составные союзы
  15. § 15. Заимствованная лексика и фразеология. Старославянизмы в русском языке. Иноязычные слова и обороты в русском языке
  16. § 17. Устаревшие слова и обороты в русском языке. Слова-неологизмы
  17. ГИМН