<<
>>

I 31. ЛИРИКА Ф.И.ТЮТЧЕВ

| Некоторые факты биографии і поэта: знакомство с Жуковским, поэтами-любомудрами, диплома- Г тическая служба в Германии и др. I Философская лирика и раздумья , поэта о смысле человеческого І бытия, о красоте земного мира, | драматизме человеческих чувств, і Основные особенности поэтического языка, основные приемы — I олицетворение (наделение нежи- I вых предметов свойствами живых), .

параллелизм, расположение ря- I дом сходных элементов речи (лек- | сический параллелизм), синтакси- I ческих конструкций (синтаксический параллелизм), образов, тем с I целью создания целостного поэти- I ческого образа. Мир в представ- ¦ лении Тютчева — хаос, первоздан- I ная стихия, причем мир, видимый | нами, является лишь временным і порождением этого хаоса. Ночь как мистическое время суток, когда I все видимое скрывается, и чело- N век один на один остается с за- їргадкой бытия. Лирика природы: ' переменчивый и загадочный мир I природы казался Тютчеву испол- I ненным глубокого смысла, он бу- . дил в нем ответные чувства Пей- I зажная лирика Тютчева не просто I описывает картины природы — но і содержит философские размышления о природе, попытку проник- I нуть в ее тайны. Ощущение катас- I трофичности бытия. Место чело- I века в лирике Ф Тютчева. ' "Что ты клонишь над вода- I ми...» — романтические традиции І в русской лирике, образец фило- . софской лирики При анализе рас- I крыть понятия: антитеза, природа | и человек, параллелизм, і Тексты: «С чужой стороны», «Как сладко дремлет сад темно- I зеленый...», «Еще земли печален I вид...», «День и ночь», «Эти бед-

ные селенья», «Живым сочувствием привета...», «Еще томлюсь тоской желаний...», «Она сидела на полу...», «В разлуке есть высокое значенье...», «Нам не дано предугадать...». «Есть в осени первоначальной.. .», «Осенний вечер», «Умом Россию не понять...», «Весенние воды», «Неохотно и несмело...», «Листья», «Фонтан», «Как весел грохот летних бурь...».

Своеобразие некрасовской поэзии: лиризм, искренность чувств, сатирическая направленность. Гражданские мотивы его лирики. Народность. Тема народного страдания в лирике поэга. Мотивы народной песни в лирике Некрасова. Роль поэта в обществе: служение поэта народу, пророческое назначение поэзии, поэт как гражданин, обличитель общественных пороков, глашатай народа.

«Вчерашний день, часу в шестом...» — новая трактовка образа Музы, которая представляется сестрой угнетенного и измученного народа. Муза Некрасова не только сочувствует — она зовет к борьбе.

«Замолкни. Муза мести и печали!..»

Сходства и различия в понимании роли поэта в обществе в лирике Некрасова, Лермонтова и Ъ Пушкина. См. также 10 класс, тема lt;у°№ 42.

33. ЛИРИКА А.А. ФЕТА

34. Н.С. ЛЕСКОВ. «ЛЕВША»

Загадочность судьбы поэта Поэтика «чистого искусства». «Чистое искусство» или «искусство для искусства» — теория, утверждающая, что искусство должно служить лишь эстетическим целям, приносить удовольствие, не принося при этом пользы, не служа идеологическим, социальным целям Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Понимание человека как частицы природы, равноправного ей существа. Понимание поэзии (красота — единственная цель поэзии). Метафоры и сравнения в поэтических текстах А.А. Фета, аллитерации и ритмический рисунок (мелодика текстов) Композиционное мастерство А.А. Фета, виды композиционных повторов: анафора, кольцо, рефрен. Современная А. Фету критика о его поэзии: В.П. Боткин, «Стихотворения А А, Фета», «...успех его, можно сказать, только литературный: причины этого, кажется нам, заключены в самом таланте его... Фет — не поэт отвлеченных мыслей,...Фет — не поэт какого- либо глубокомысленного воззрения. Главным достоинством в г- не Фете кажется нам лиризм его чувства. Только глубина, сила и ясность чувства делают его лирическим. [...] оригинальность и самобытность мотивов, или, говоря музыкальным выражением, мелодий, лежащих в основе...произведений Фета».

О слабых сторонах поэзии Фета Боткин отзывался так: «К сожалению, надо сказать, что...- поэтический талант Фета более походит на талант импровизатора...чувство формы...редко посещает его. Внутренний мир Фета...- не отличается ни многосторонностью, ни глубокомыслием содержания. Из всех ... разнообразных

Герои произведения — Александр Первый и казак Платов и позиции, которые они занимают. Жанр произведения близок народному сказу. В основе сюжета сказа лежит мотив соревнования, соперничества (характерный для народного эпоса). «Перекроенные» слова. Рассказчик — человек из народа, не лишенный чувства юмора и сообразительности — незнакомые слова он «перекраивает» таким образом, чтобы они отдаленно напоминали русские, и даже смысл при этом сохраняеся: мел- коскоп — микроскоп, буреметры — барометры, ажидакция — ожидание и т.д. Тульские мастера — собирательный образ русского народа. Любимый народом образ искусного мастера. Казак Платов, во время обратной поездки из чужих земель высказывает государю, что русский народ не менее талантлив, чем англичане, только лишен об- I/ разования и поставлен в невыгод- ^ные жизненные условия. Тема на- ' рода и власти и ее решение в про- I изведении Н.С. Лескова. Позиция і автора — патриотическая.

35. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

И.С. ТУРГЕНЕВА (1818-1883)

і

Ивана Тургенева и двух его братьев (Николая и Сергея) воспитывали на спартанский манер. Распорядок дня был суровым: будили в четыре часа утра, окатывали холодной водой. Мальчики занимались верховой ездой, гимнастикой, в пище излишеств не допускалось, среди наук, которым они обучались дома, преобладали естественные. Мать писателя Варвара Петровна была женщиной властной, с крепостными обращалась сурово. Однако из родного дома Тургенев аынес любовь к музыке и театру (в спасской усадьбе ставились домашние спектакли с участием самих господ и их гостей, имелся прекрасный оркестр из крепостных музыкантов). Иван Тургенев обучался в Московском университете, закончив обучение в Москве, продолжил занятия наукой в Берлинском университете: вернулся на родину в 1841 году. Знакомство с Белинским (1843): н этом же году — знакомство с певицей Полиной Виардо — любовью всей его жизни. Ссыпка в Спасское-Лутовиново (за напе- чатание некролога на смерть Н.В. Гоголя); разрыв с журналом «Современник . Продолжительные заграничные странствования: Италия, Франция. Германия. Англия. Переводы с русского и на русский. Последний год жизни Тургенев проводит во Франции: он неизлечимо болен.

сторон внутренней человеческой жизни в душе Фета находит себе отзыв одна только любовь, и то...в виде чувственного ощущения».

Тексты: -Чудная картина...», «Я вдаль иду...gt; . «Нет. я не изменил...», «Я был опять в саду твоем...». «Деревня». -На заре ты ее не буди.. ». Я пришел к тебе с приветом... •gt; и др.

<< | >>
Источник: Анисимова Т.Б.. Шпаргалка по литературе / Т.Б. Анисимова. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс,2012. — 122, [1] с.. 2012

Еще по теме I 31. ЛИРИКА Ф.И.ТЮТЧЕВ:

  1. Ф. И. Тютчев
  2. I. Местоимения в лирике Тютчева
  3. Поэтический мир Тютчева
  4. Тютчев и Данте.К постановке проблемы
  5.   ЛИТЕРАТУРНАЯ И ПОЭТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Д. В. ВЕНЕВИТИНОВА 
  6.   ПОЭЗИЯ А. С. ХОМЯКОВА 
  7.   ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА ТЮТЧЕВА 
  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
  9. Ф. И. Тютчев
  10. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ: «СОГЛАСИЕ УМА И СЕРДЦА»
  11. Глава III. Ф.И.Тютчев (1803-1873)