<<
>>

I 21. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА .              Н.В. ГОГОЛЯ~( 1809-1852)

Этапы биографии и творчества ' Н.В. Гоголя. Детские впечатления, | основывающиеся на восприятии I двух культур: украинской и русской. . Учеба в Нежинской гимназии. Пер- I вые литературные опыты.

Переезд І в Петербург, попытка найти при- I личную государственную службу ' или поступить на сцену, провал | обеих попыток. Служба чиновни- I ком в Департаменте государствен- . ного хозяйства и публичных зда- I ний и в Департаменте уделов. Ли- I тературный дебют «Ганц Кюхель- I гартен» под псевдонимом В. Алов. ' Публикация в «Отечественных за- | писках» первой повести цикла «Ве- I чера на хуторе близ Диканьки» . (1830). Цель Гоголя — изображе- I ние Диканьки как маленькой все- I ленной, одновременно реально и і фантастически. Знакомство с Пуш- ' киным. Сборники «Миргород» I (1835), «Арабески». Использование

f

приемов романтической поэтики и натуральной школы в зависимости от художественной задачи (в | пределах одного произведения), і Разноречивые мнения критики по поводу комедии «Ревизор» (1836): I восхищение одних и ярость других I (обвинения в клевете на Россию, і очень тяжело воспринятые Гого- ' лем). Отъезд за границу, в Ита- | лию. В 1841 году Гоголь завершил I работу над первым томом «Мерт- , вых душ» и привез его в Москву. I Книга потрясла всю читающую | Россию, вызвала массу споров, і Гоголь пробует продолжить работу над поэмой (второй том), через I три года неустанной работы сжи- I гает рукопись. Еще через три года і он возобновил работу, но за не- ' сколько дней до смерти сжег го- I товую книгу. Умер в Москве, в ни- I щете, измученный болезнями.

22. «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ» Н.В. ГОГОЛЯ

і

••Петербургские повести» (1842). Тема «маленького человека», ставшего беззащитным перед судьбой. «Шинель» Окончательное совмещение романтической и натуралистической систем; наличие гротеска, бытописания, фантастики наряду с огромным вниманием к реалиям в рамках одного произведения. Фантастика погружена в гущу обыденной жизни.

Роль повести в судьбах русской литературы. См, также 9 класс, тема №30.

ствователя. Нарушение хронологической последовательности событий. Объединение пяти внешне самостоятельных частей со своим законченным сюжетом в одно целое единством темы и образом главного героя. Разнообразие форм повествования (записки, дневник, повести, путевой очерк). Господствующее положение образа Печорина в романе. Психологизм романа. Значение романа Лермонтова в истории русской литературы.

23. «МЕРТВЫЕ ДУШИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

f

Замысел Гоголя и его изменение: первоначально Гоголь задумал сатирический роман. Впоследствии замысел изменился. Гоголь решил написать трехтомную поэму-эпопею. В первом томе показать отрицательные стороны, во втором —переход к лучшему, в третьем — идеальную Русь. Очевидно, в данном замысле сказалось влияние «Божественной комедии» Данте: «Ад», «Чистилище», «Рай». В силу противоречивости своего мировоззрения Гоголь не сумел осуществить свой замысел, но и первый том поэмы — вполне законченное произведение. Поэма «Мертвые души» рисует панораму русской жизни 30-40-х годов 19 века. Первые шесть глав описывают путешествие Чичикова по русским усадьбам, знакомство с поместным русским дворянством, причем «один за другим следуют ...герои один пошлее другого» (Н.В. Гоголь). В главах 7-10 на первый план выходит изображение чиновничества (произвол,злоупотребления). Русь народная представлена в лирических отступлениях, встречаются отголоски и в сценах торга мертвыми душами, когда перед нами внезапно предстает образ того или иного крестьянина. Причины незавершенности поэмы. Жанровое своеобразие «Мертвых душ». Своеобразие формы поэмы. Сюжет. Не связанные с сюжетом элементы (лирические отступления, повесть о капитане Копейки- не).

<< | >>
Источник: Анисимова Т.Б.. Шпаргалка по литературе / Т.Б. Анисимова. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс,2012. — 122, [1] с.. 2012

Еще по теме I 21. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА .              Н.В. ГОГОЛЯ~( 1809-1852):

  1. Основные вехи жизни и творчества У. Джеймса.
  2. Н. В. Гоголь
  3. 2.4. Евгений Трубецкой: смысл жизни и катастрофа современной культуры
  4. Ф. А. Степун
  5. I 9. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА , В.А.ЖУКОВСКОГО (1783-1852)
  6. 13. «ВЕК НЫНЕШНИЙ» И «ВЕК МИНУВШИЙ» В КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
  7. I 31. ЛИРИКА Ф.И.ТЮТЧЕВ
  8. I 38. Л.Н. ТОЛСТОЙ «ЮНОСТЬ»
  9. 46. ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
  10. 57. «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН» А.Т. ТВАРДОВСКОГО
  11. I 2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА і А. С. ПУШКИНА (1799-1837)
  12. 17. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА (1814-1841)
  13. I 21. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА .              Н.В. ГОГОЛЯ~( 1809-1852)
  14. 28. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДРАМЫ «ГРОЗА»
  15. 33. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И.С. ТУРГЕНЕВА (1818-1883)
  16. 40. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ А.А. ФЕТА
  17. 45. «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА» М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК САТИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ