I 9. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА , В.А.ЖУКОВСКОГО (1783-1852)
і Факты биографии: В.А. Жуков- ' ский — сын помещика А.И. Бунина | и пленной турчанки; фамилию по- I лучил от своего крестного отца, бедного дворянина, проживающе- I го в доме Бунина.
Двусмысленное I положение в семье. Трагическая любовь к Марии Протасовой, ре- I дактирование журнала «Вестник I Европы», служба в ополчении, уча- , стие а работе литературного об- I щества «Арзамас». Педагогичес- I кая деятельность. Дружба с Пуш- I киным: роль Жуковского в жизни ' Пушкина (Жуковский — учитель | Пушкина; знаменитая подпись под і портретом-рисунком Р. Эстеррей- ха, который он подарил Пушкину в I 1820 году, гласит: «Победителю- I ученику от побежденного учителя»), . Деятельность Жуковского-пере- I водчика. Основные темы элегий I Жуковского: смысл жизни челове- ¦ ка, размышления о вечном и пре- I ходящем в жизни человека, образ J/ романтического поэта и его взаи- ^моотношения с окружающим ми- ' ром. Лирика Жуковского показы- | вает внутреннюю жизнь души; I здесь для поэта не существует не- . значительных деталей, его инте- I ресует любое, даже самое тонкое I душевное движение. Наряду с эле- I гией ведущим жанром в творче- I стве Жуковского была баллада — | лиро-эпическое произведение, в і основу которого положено какое- либо историческое событие или I легенда. Баллады Жуковского: I «Эолова арфа», «Перчатка», «Лес- . ной царь», «Людмила», «Светлана» I и другие (см. 9 класс, тема № 10). | Элегия «Сельское кладбище» і — идеал человеческой жизни, на- ' рисованный поэтом, предназначе- | ние человека Романтическая ода I "Певец во стане русских воинов», стихотворения «К Филарету", I «Море».
10. БАЛЛАДЫ В.А. ЖУКОВСКОГО
Баллада — лиро-эпическое произведение героического, исторического и драматического характера, жанр, типичный для творчества поэтов-романтиков. Проблематика баллад — жизнь как постоянное противостояние судьбе, поединок человека и обстоятельств.
Основа балладного сюжета —¦ преодоление человеком преграды между реально существующим и потусторонним миром. Баллада "Людмила» — вольный перевод «Леноры» немецкого поэта Г.А. Бюргера. В переводе немецкая средневековая легенда получает русский колорит. Легенда рассказывает о видении девушке жениха. убитого в сражении. Тот же самый сюжет позже лег в основу оригинальной баллады «Светлана». Баллада '-Светлана» — попытка создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на русские национальные обычаи. Герои и сюжет баллады: девушка гадает в крещенский вечер. Во время гадания она испытывает целую гамму чувств: она грустит, тревожится, пугается. В основе баллад Жуковского лежит поэтика фантастического. Характерная особенность баллад Жуковского в том. что сюжеты большинства из них взяты из европейской литературы; однако при переводе Жуковский привносил в каждое произведение очарование своего поэтического таланта, и часто — русский колорит. Именно Жуковский утверждал, что переводчик — всегда соперник автора.тельных и отрицательных, наделение героев говорящими фамилиями, наличие героя-резонера. Новаторство — отступление от единства действия (наличие двух сюжетных линий), неоднозначность отрицательных героев, использование речевой характеристики при создании образов героев.
Взаимообусловленность воспитания, среды, быта, условий формирования человека. Отношение к образованию действующих лиц комедии: Простакова: «Без наук люди живут и жили»; Митрофанушка: «Не хочу учиться, а хочу жениться» и другие (примеры из текста).
11.А.С. ГРИБОЕДОВ: ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА
А С. Грибоедов (1795-1829) - выходец из старинного дворянского рода. Его разносторонняя одаренность (способность к языкам, музыкальные и литературные способности), энциклопедические знания. Грибоедов поступил в университет в возрасте 12 лет и за неполных семь лет прошел курсы философского, естественно-математического и юридического факультетов. Друзья молодого Грибоедова — передовые люди своего времени, в том числе будущие декабристы (А.И.
Одоевский, В К. Кюхельбекер). Служба дипломатом по отношениям с Персией и Турцией (1818). Творческая история комедии «Горе от ума»: работу над комедией Грибоедов начал в Персии, продолжил в Тифлисе, куда он был переведен в 1822 году; в 1823- 24 гг., находясь в отпуске (в Петербурге и Москве) автор пытается добиться разрешения на постановку своей пьесы, но цензура не пропускает ее Пьеса расходится в рукописных копиях, в 1825 году произошло восстание декабристов. В 1826 году, находясь уже на службе на Кавказе, Грибоедов был арестован по подозрению в участии в деятельности тайного общества и отправлен в Москву, где он провел несколько месяцев под арестом, а затем освобожден из-за недостатка улик. Поход на Эривань во время войны с Персией (1826). Заключение выгодного для России мирного договора с Персией в 1828 году — заслуга Грибоедова; после вручения Николаю Первому текста договора Грибоедов был удостоен ордена, повышен в чине и получил новое назначение в Персию. 11 февраля 1829 года Грибоедов был зверски убит толпой персид-