6. ТВОРЧЕСТВО Г.Р. ДЕРЖАВИНА
Судьба Г.Р. Державина. Новаторство: бытописание, смешение стилей, элементы автобиографичности.
Ода «Фелица» — воспевание просвещенного монарха. Художественные особенности: классическая нормативность нарушена благодаря сочетанию с сатирой (порочный мурза противопоставлен просвещенному монарху).
«Властителям и судиямgt;• (переложение 81-го псалма)- эмоциональность, категоричность нравственной позиции. Гневное обращение к «земным богам», которые не выполняют свой долг перед подданными. "Памятник» — реализация темы поэта
Термины и понятия, относящиеся к теме: экспрессия, выразительность, псалом, пафос, звукопись.
Звукопись (аллитерация) — подбор слов, сочетание которых имитирует звуки окружающего мира (ветер, шум воды, и т.д.).
Пафос — эмоциональная оценка персонажа или события (авторская позиция); эмоциональный тон произведения Разновидности пафоса: трагический, романтиченс- кий, героический, сатирический, юмористический, иронический.
В одном произведении могут заключаться разные оценки персонажей.
7. РОМАНТИЗМ
Романтизм — литературное направление, возникшее в 18 веке. Первоначально романтизм возник в Германии, Англии, затем распространился по Европе. На формирование романтизма как мировоззрения оказала влияние Великая французская революция (1789) и эпоха, последовавшая за ней. Его основные черты: стремление личности к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу; одиночество героя в его идеальных устремлениях; конфликт романтического героя и общества; двоеми- рие. Обращение к экзотике, истории, внимание к фольклору. Романтический пейзаж. Использование символики. Примат субъективного над объективным. В России романтизм возник в начале 19 века; он отразил разочарование прогрессивной части образованных людей в существующем политическом и социальном устройстве Ь страны. Особенность русского ро- lt;^°мантизма еще и в том, что он сохранял связь с предшествующими направлениями — классицизмом и сентиментализмом. Представители русского романтизма: В.А.
Жуковский, К.Н. Батюшков, М.Ю. Лермонтов. Типы романтизма: созерцательный или психологический, гражданский, неоклассицизм, философский романтизм «любомудров».
8. Д.И. ФОНВИЗИН. ВОСПИТАНИЕ
И ОБРАЗОВАНИЕ В КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ"
Д.И. Фонвизин-сатирик. «Всеобщая придворная грамматика». Правила классицизма в драматургии: «три единства», говорящие фамилии, четкое разделение героев на положительных и отрицательных "Недоросль» (поставлена в 1782 г.). Социально-политическая комедия, в которой автор изображает пороки современного ему общества. Сюжет комедии.
Герои. Госпожа Простакова. Власть ее над крепостными и домочадцами неограниченна. Сына она очень любит, но воспитать его и дать образование не в состоянии, поскольку сама невежественна, груба и жестока. Язык Простаковой меняется в зависимости от ситуации (проанализировать, доказать примерами). Митрофанушка — невежа, бездельник, грубый и заносчивый. Все эти качества в будущем окрепнут в нем, и, по всей видимости, он превратится в жестокого и невежественного барина-самодура. Учителя Митрофанушки: грамматика — уволенный семинарист Кутейкин, французский — немец Вральман, арифметика — отставной сержант Цы- фиркин. Роль Стародума в комедии: воплощает идеалы старых, петровских времен. Обличение крепостного права в комедии. Проблема формирования гражданина и проблема истинного воспитания — центральная в комедии. Язык комедии. Положительные, образованные персонажи выражаются грамотно, используют "книжные» обороты в речи; речь же необразованных персонажей (Простакова, Простаков, Митрофанушка, Скотинин) пестрит ошибками и просторечиями. Традиции и новаторство комедии. Традиции — деление героев на положи-