25. тема гражданской войны в романе м.а. булгакова «белая гвардия»
«Белая гвардия» — роман о трагических событиях в Киеве на переломе 1918-1919 гг., в месте, которое в романе носит символическое название Город, можно узнать Киев по многим признакам: Днепр, Алексеевский спуск и т.д.
История семьи Турбиных прослеживается в связи с судьбой страны; в их мирный, уютный быт врываются бурные революционные события. Непросто сохранить семейный очаг в перипетиях гражданской войны и революции. Начало романа: семейная хроника, интерьер дома Турбиных. Образ Дома Турбиных символичен. В нем царит атмосфера заботы друг о друге, там уютно и тепло, обитатели дома — люди высоконравственные и интеллигентные. Образы противоположные: квартира Лисовичей похожа на тесную нору; опустевшая гимназия, где царит дух умирания, разрушения, где жгут в печах книги и парты. Дом же Турбиных оставляет ощущение надежности, постоянства. Герои: Алексей Турбин, Николай Турбин, Елена. Алексей Турбин мучительно переживает крушение своих идеалов: монархист и белогвардеец, к концу романа он приходит к мысли, что воевать, на чьей бы ты ни было стороне — противоестественно; надо «устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь». Ни- колка — юный идеалист, человек чести. Елена — хранительница семейного очага, его разрушение — самая большая трагедия для нее. Своеобразие жанра — смешение комического и трагического.i 26-27. история создания
«тихого дона», изображение i гражданской войны в романе
' Полемика вокруг авторства I романа. Аргументы, предложенные і Солженицыным (автор — не Шолохов) и аргументы В. Кожинова I (автор — Шолохов). Краткая справ- I ка из истории казачества. I Роман-эпопея «Тихий Дон» ох- ' ватывает период с мая 1912 года | по март 1922 года. Действие 1-й і книги заканчивается в ноябре 1914 года, 1-я книга описывает жизнь I на Дону в последние несколько лет I перед Первой мировой войной. ¦ 2-я книга — период с октября 1916 ' года по май 1918 года (первая, | неудачная попытка установления і Советской власти на Дону).
3-я . книга посвящена Верхнедонскому I восстанию 1919 года — за Совет - I скую власть без коммунистов. I Борьбе с политикой «расказачива- ' ния» посвящена в основном и 4-я I книга. В романе прослеживаютсяf
судьбы отдельных семей, людей на фоне трагических событий в истории нашей родины — Первой ми- | ровой и гражданской войны. Сво- | еобразие жанра романа-эпопеи заключается в том, что судьбы I отдельных личностей рассматри- I ваются в контексте исторического I процесса, охваченного очень пол- ' но. Затрагиваются также такие I темы, как история казачества и I участие казачества в революции. . Изображение войны в романе. I Гражданское мужество Шоло- | хова, одним из первых сказавшим і правду о гражданской войне как о трагедии. Финальная сцена рома- I на, в которой проявляется автор- I ское отношение к войне.
28. образ григория мелехова в романе «тихий дон»
Григорий Мелехов — незаурядная личность. Он смел, честен, способен к состраданию и любви. Несмотря на то, что смутное военное время часто подталкивает людей к совершению поступков, которые были бы немыслимы для них в мирное время. Григорий ни разу не совершил подлость. Мелехов не чувствует призвания к военному делу, он создан для труда на земле. Трагедия Григория в том, что он не сумел найти «своей» правды; ни белые, ни красные не были ему близки.
і
Григорий и Аксинья. Эта любовь стала трагедией для семей обоих героев и обернулась трагедией для них самих. Чувство их было очень сильным, пугающим: «...они жили, почти не таясь, вязало их что-то большое, непохожее на короткую связь, и поэтому в хуторе решили, что это — преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжидань- ице: придет Степан — узелок развяжет». Аксинья — символ страсти, беспредельной любви, вся ее жизнь — в Григории, у нее нет ни детей, ни родни. Наталья же символизирует идею дома, семьи; она верна, преданна любимому и детям. Григорий любил обеих женщин; однако любовь к Аксинье была сильнее самого Григория, в этом чувстве было что-то роковое и разрушительное. После гибели Аксиньи, когда случилось «самое страшное, что только могло случиться в его жизни», Григорий возвращается в отчий дом, и круг замыкается. Григорий стоит на родной земле у дома своего отца, с сыном на руках (прошлое, настоящее и будущее) — цикл жизни продолжается.
29. общая характеристика литературы русского зарубежья
Русская литература в изгнании. Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, София, Харбин и Шанхай — центры зарубежной русской литературы. «Золотое десятилетие» русской литературы за рубежом (1925-1935). Поэзия русской эмиграции (М. Цветаева, В. Ходасевич, Г. Иванов). Проза русской эмиграции (И. Шмелев, А. Ремизов, Б. Зайцев, В. Набоков, Г. Газ- данов, М. Алданов и др.). Споры о литературе и ее роли. Судьбы молодого поколения писателей эмиграции.
Тексты: Фрагменты по выбору