<<
>>

53. ТЕМА РОДИНЫ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА

Россия —¦ главный 'образ лирики Есенина. Мотив дороги как объединяющее начало в развитии темы России. Есенин так говорит об этом: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к родине.

Чувство к родине основное в моем творчестве». Мир России в его стихах — это мир русской природы. Вера Есенина во всеобщую одушевленность природы (он беседует с кленом, с любовью обращается к березке, как о живых говорит о различных природных явлениях). Природа у Есенина всегда движется, этот мотив (движение, превращение всего живого) Есенин почерпнул из народной поэзии и мифологии. Привязанность к Родине — это привязанность к ее природе, малой родине, народной жизни. Народно- песенная основа поэтического языка Есенина.

Тексты: «Гой ты, Русь, моя gt;родная...», «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и др.

54. М.А. БУЛГАКОВ.

«СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

Написанная в 1925 году, повесть «Собачье сердце» была опубликована в России лишь в 1987 году. Шестьдесят лет публикация ее была запрещена. Сюжет: опыт по пересадке собаке человеческих органов привел к неожиданным результатам: собака по облику начала походить на человека, но дальнейшие попытки «очеловечить» ее оказались неудачными, опыт вышел из-под контроля и мог обернуться большими неприятностями для создателя нового существа.

Булгаков поставил под сомнение одну из главных официальных идей того времени — «пролетарское происхождение» оценивалось как заслуга, оно послужило основанием для нового раскола общества по социальному признаку.

В Шарикове Булгаков угадал наиболее массовую низовую фигуру, адекватную старому понятию «черни», которая была необходима сталинской бюрократии для осуществления ее власти над всеми без исключения социальными группами, слоями и классами нового государства. Шариковы раскулачивали, доносили, расстреливали без суда. Собственно Шариков — это Клим Чугункин (послуживший донором), от пса Шарика он унаследовал лишь ненависть к кошкам и страх лишиться теплого места и пищи, страх перед физической силой.

Темы, затронутые в «Собачьем сердце»: ответственность науки, разрушительная сила невежества. Афористичность языка повести («Разруха не в клозетах, а в головах» и др.) Повесть «Собачье сердце» объединяет в себе три жанрово-художественных формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет.

55. В. НЕКРАСОВ. «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА». ТЕМА: «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ ПРОЗЕ»

(СМ. ТАКЖЕ 9 КЛАСС, ТЕМА № 62. В.Г. РАСПУТИН «ЖИВИ И ПОМНИ»)

Повесть «В окопах Сталинграда» была написана в 1946 г.; это произведение лишено идеологического подтекста, не проникнуто пафосом. Герои повести — солдаты и офицеры, «работающие» на войне, цель автора — просто рассказать правду о войне, ничего не приукрашивая. Что скрывается за словами «Сталинградская битва»? Наступательный этап Сталинградской битвы начался в ноябре 1942 года. С особым ожесточением велся бой за Мамаев курган (возвышенность в центральной части Сталинграда). В течение 136 (!) суток этого боя вершина кургана неоднократно переходила из рук в руки. Бойцы 284-й стрелковой дивизии проявили исключительный

f

героизм и стойкость, отбивая по нескольку атак ежедневно. В январе 1943 года наши бойцы потеснили противника с вершины и затем объединенными усилиями, отбивая каждую улицу и каждый дом, продолжили наступление. Сталинградская битва — великий подвиг наших бойцов, один из кульминационных моментов в развитии войны.

Юрий Керженцев. Биография Юрия Керженцева — это биография самого В. Некрасова: родился в Киеве, в интеллигентной семье, по образованию — архитектор, увлекался живописью, музыкой, литературой. Некрасов воевал и лично участвовал в Сталинградской битве. Повествование ведется от первого лица, чаще всего в настоящем времени, текст динамичный (много глаголов действия),

пафос отсутствует — вчитываясь в скупые строки этого повествования, по форме напоминающего дневниковые записи, читатель сам проникается ощущением великого ежедневного подвига русских солдат и офицеров.

Исследователи обычно указывают на преемственность традиции «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого: и по смыслу (война показывается как работа, как подвиг ежедневный, со всеми ее ужасами и неприглядностью), по стилю. Наконец, Некрасов, как и Толстой, сам участвовал в военных действиях.

І

Герой Некрасова — интеллигент во всех смыслах этого слова: он не только образован, но и честен, порядочен, внимателен к людям, в нем сильно чувство собственного достоинства.

Биография писателя. Отражение событий 1917 года на биографии М.А. Шолохова, необходимость прервать образование в Богучар- ской гимназии и затем в Вешенс- кой смешанной гимназии из-за разгоревшихся вокруг станицы военных действий. Жизнь на Дону во время гражданской войны; работа учителем по ликвидации безграмотности, журналистом. Переезд в Москву. Начало профессиональной литературной деятельности («Донские рассказы» — первый из них — «Родинка»), Участие в деятельности РАППа. Позиция, занимаемая Шолоховым в 30-е годы. Роман «Они сражались за Родину». Роман «Поднятая целина». Творчество М.А. Шолохова и кинематограф. М.А. Шолохов — Нобелевский лауреат. Споры вокруг творческого наследия.

<< | >>
Источник: Анисимова Т.Б.. Шпаргалка по литературе / Т.Б. Анисимова. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс,2012. — 122, [1] с.. 2012

Еще по теме 53. ТЕМА РОДИНЫ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА:

  1. 53. ТЕМА РОДИНЫ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА
  2. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  3. К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  4. Тема родины в творчестве Сергея Есенина
  5. Леднёв А. В Ранняя Лирика С. Есенина
  6. Послеоктябрьская лирика
  7. Леднёв А. В Поэма «Анна Снегина»
  8. Быкова Н. Г Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»
  9. Быкова Н. Г Лирика С. А. Есенина
  10. § 2. Анализ и информационная переработка исходного текста