<<
>>

57. «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН» А.Т. ТВАРДОВСКОГО

Очерк жизни и творчества А.Т. Твардовского: социальное происхождение; начало творческой деятельности (середина 30-х годов). Твардовский — участник двух войн — финской и Великой Отечественной.

Общественная роль поэта как главы «Нового мира», издателя и редактора. Основные темы лирики А.Т. Твардовского: тема Родины, войны и мира, труда человека.

История создания.

Начальный замысел «Василия Теркина» возник в редакции газеты «На страже Родины» в 1939- 1940 гг. в период финской кампании. Замысел состоял в следующем — в шутливом раешнике создать образ неунывающего балагура, который выходит невредимым из любых передряг. Раешный стих, раек — древнейшая форма русского народного стиха со смежными рифмами. Методика и жанры были самые разнообразные: от злободневной сатиры до веселого балагурства. Видные поэты обращались к этой форме стиха, например, А.С. Пушкин в «Сказке о попе и о работнике его Балде». Цель была — хоть немного поднять дух измученного народа, развлечь его. Персонаж назвали Васей Теркиным. Приключения его были изложены не в виде поэмы, а в виде забавных строк, иллюстрированных шаржами; они имели успех.

Весной 1942 года поэт вернулся к образу, правда, из Васи (который «врагов на штык берет, как снопы на вилы» — так было сказано о газетном герое) он превратился в простого бойца Василия, перемещенного из обстановки финской кампании в обстановку Великой Отечественной войны. Сама же поэзия из лубочной пре-

I 58. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-90-Х .              ГОДОВ XX ВЕКА

і Писатели конца столетия в про- ' изведениях различных видов, жан- | ров и направлений. Богатство жан- I ров, отразивших Великую Отече- . ственную войну в художественной I литературе. Полемика писателей, I критиков и широкой общественно- I сти о роли искусства в жизни че- 1 ловека. Активные столкновения I гуманных и антигуманных позиций. I Проблема выбора как проблема .

творчества писателя и как пробле- I ма творчества читателя. Отраже- I ниє в литературе судьбы человека і в тоталитарном государстве. Нрав- ' ственные проблемы, поднимаемые | писателями второй половины XX I века.

. Тексты: Фрагменты расска- I зов и повестей писателей второй I половины XX века по выбору, на- I пример, А. Приставкин «Ночевала ' тучка золотая».

І

59. ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПОЭЗИИ

Изображение Великой Отечественной войны в поэзии. Б.А. Слуцкий — суровый реализм повествования, передача героического через обыденное (сб. «Память», «Время»), Д.С. Самойлов — диалогический строй многих стихов: стремление к отклику, к столкновению разных точек зрения («Солдат и Марта». -Сороковые роковые...«Перебирая наши даты...»). «Военная» лирика Ю.П. Кузнецова — жесткий тон поэта при противопоставлении гибели солдат на войне и страдания их осиротевших детей («Возвращение», «Отцу», «Четыреста») Б.А. Чичибабин — трагическая судьба поэта.

Тексты: стихотворения и авторы по выбору. Анализ и личное восприятие.

вратилась в высокую. Лубок, лубочная литература — в первоначальном значении прозаические или стихотворные подписи к картинкам. напечатанным с «лубкаgt;, то есть с липовой гравировальной доски, которой пользовались печатники в XVII — начале XVIII века. Подписи были нравоучительного или сатирического характера. Впоследствии печатание гравюр производилось с медных гравировальных досок, но название «лубка» за подобными печатными произведениями осталось надолго.

Композиционные особенности.

Принцип композиции и стиля — каждая отдельная часть, глава кажется достаточно законченной, так как читатель мог быть и незнаком с предыдущими главами, мог и не дождаться следующей главы; он был там, где и герой, — на войне. Главы поэмы показывают разные грани войны: «Перед боем», «На привале», «Переправа».

Художественные особенности.

Жанр — свободное повествование-хроника, «книга про бойца, без начала, без конца». Охватывает весь период Великой Отечественной войны. Подвиги Теркина и сами боевые действия изображаются очень скупо, уступая место бытовым сценкам и разговорам. Подвиг рядового солдата на войне — это не просто моменты героизма, это тяжелый ежедневный труд. Влияние фольклора на язык поэмы.

Национальный характер в литературе. Тарас Бульба, Левша и другие (вспомнить героев прочитанных произведений). Каждый из писателей выделял определенный набор черт — из них и складывался образ национального героя. Черты национального героя у Твардовского (личное восприятие).

<< | >>
Источник: Анисимова Т.Б.. Шпаргалка по литературе / Т.Б. Анисимова. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс,2012. — 122, [1] с.. 2012

Еще по теме 57. «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН» А.Т. ТВАРДОВСКОГО:

  1. М. Ю. Лермонтов
  2. ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
  3. Полные и неполные предложения
  4. 57. «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН» А.Т. ТВАРДОВСКОГО
  5. БОЙ
  6. БОЛОТО
  7. БОЛЬ
  8. ГУЛ
  9. ДОЖДЬ
  10. ДОРОГА
  11. ЗЛОБА
  12. ЛЕД
  13. ЛЕТО
  14. НОЧЬ
  15. РУКИ (РУКА)
  16. СЛАВА
  17. СМЕРТЬ
  18. «Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой» (по творчеству А. Т. Твардовского)
  19. Быкова Н. Г «Василий Теркин»