<<
>>

50. ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.А. АХМАТОВОЙ

А.А. Ахматова — представительница акмеизма как противопоставляющегося символизму направления. Акмеизм — разновидность русского неоромантизма. Поэты этого направления утверждали позитивность творческих сил человека, предъявляли высокие требования к поэтической форме и образным средствам художественных произведений.

Первые книги стихов «Вечер», «Четки» — определяющие поэтическую манеру А.А. Ахматовой (сочетание недосказанности и яркой представ- ляемости рисуемых картин, поз, жестов; выражение внутреннего мира через внешний; сюжетность стихотворений; стремление к разговорности речи).

См. также 11 класс, тема№ 13.

Тексты: «Сжала руки под темной вуалью...», «Песня последней встречи», «Сероглазый король», «Он любил», «Уединение».

красной Даме сменяются грешными мыслями о «лживых устах», «образе дьявольском и диком». В стихотворении "Двойник» (1903) поэт обращается к Коломбине — милой, но слишком доступной. «Голубое окно» Коломбины — воспоминание об идеале, от которого поэт ныне отказался.

Тексты: «Девушка пела в церковном хоре.. .», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге» и др. по выбору.

51. В.В. МАЯКОВСКИЙ (1893-1930)

Впервые Маяковский заявил о себе в манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912 год), который был подписан «людьми новой жизни» — Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и другими футуристами. Футуризм: основное назначение искусства — способность словом преобразовывать мир; обновление поэтического языка, поиски новых жанровых форм поэзии; основные представители — Северянин, Маяковский, Хлебников и др.. Маяковский — поэт- публицист и поэт-новатор. Трагическое одиночество поэта и его протест против окружающей его действительности. Новаторство Маяковского, проявляющееся в публицистичности его произведений, новом способе стихосложения (акцентный, тонический стих).

Лирический герой Маяковского — творческий, талантливый, извлекающий из бытовых будней поэзию («А вы могли бы0»), одинокий, непонятый («Скрипка и немножко нервно»), романтичный («Послушайте!»). Маяковский был склонен эпатировать (шокировать) слушателей; его поэзия, нервная, энергичная, переполненная изобретенными им самим словами (старых не хватало, чтобы выразить этот бешеный напор чувств), злая, но иногда беззащитно романтичная, вызывала множество споров и противоречивых оценок.

52. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА БУЛГАКОВА

М.А. Булга/ов (1891-1940) родился в Киеве (отец — профессор Киевской духовной академии); учился в Киевской гимназии. Уже в детстве страстно увлекался театром. В 1916 году окончил медицинский факультет Киевского университета, после чего полтора года служил в земской больнице села Никольского Смоленской губернии (повесть «Записки юного врача» рассказывает об этом периоде жизни Булгакова). Отношение к Февральской революции и Октябрьскому перевороту — резко отрицательное. В 1919 году в составе Добровольческой армии (в качестве врача) был командирован на Северный Кавказ. Во Владикавказе появились первые газетные публикации. С 1921 года Булгаков в Москве, заведует литературным отделом Главполитпросвета, со- Lтрудничает с газетами и журнала- срми и активно пишет, но мало публикуется. Пьеса «Бег» (1926-1928 гг.) не была допущена к постановке, роман «Белая гвардия» впервые был опубликован в Москве в 1966 году Сатирические произведения Булгакова откровенно критиковали советскую власть и по этой причине тоже не могли быть опубликованы («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»).

В 1936 году пьеса «Иван Васильевич» была снята накануне премьеры (предполагаемая причина — Булгаков осмеял Ивана Грозного, а учитывая тот факт, что Сталин идеализировал этот образ, учитывая период особенно жестоких сталинских репрессий в конце 30-х годов, сатира писателя воспринималась двусмысленно. Например, Милославский у Булгако-

ва произносит: «Простите, ваше величество, за откровенность, но опричники заши просто бандиты»), В результате Булгаков оказывается отрезанным от литературного процесса, выключенным из театральной жизни. Его произведения не публикуются, пьесы не ставятся. Помимо нравственных мучений, эго означало для писателя также потерю средств к существованию. Известно, что Булгаков написал письмо правительству с просьбой предоставить ему любую работу в театре: режиссером, статистом, хотя бы рабочим сцены. Булгаков был принят во МХАТ ассистентом режиссера, но доступ его произведениям к публике (читающей и театральной) был закрыт. Судьба Булгакова-писателя трагична.

Умер в 1940 году.

<< | >>
Источник: Анисимова Т.Б.. Шпаргалка по литературе / Т.Б. Анисимова. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс,2012. — 122, [1] с.. 2012

Еще по теме 50. ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.А. АХМАТОВОЙ: