<<
>>

46. ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Хронологические рамки Серебряного века русской литературы (конец 19 — начало 20 века)- Поэтические направления Серебряного века. Символизм: основные представители (Брюсов, Бальмонт, Анненский, Блок и др.), основные черты.

Акмеизм: провозглашение самоценности земного мира, отказ от символики, внимание к детали; основные представители (Гумилев, Ахматова, Мандельштам). Футуризм: основное назначение искусства — способность словом преобразовывать мир; обновление поэтического языка, поиски новых жанровых форм поэзии; основные представители (Северянин. Маяковский. Хлебников и др.). Поэты, не принадлежащие группам и направлениям: И. Бунин, В. Волошин, М. Цветаева и др.

Тексты: А. А. Ахматова. «Мужество», «В Царском Селе» («А там мой мраморный двойник...»), «Смуглый отрок бродил по аллеям ...», «Стихи о Петербурге», «Песня о песне», «Молитва», «Сразу стало тихо в доме...», «Я спросила у кукушки...». «Мне голос был...».

М. И. Цветаева. «Бабушке», «Книги в красном переплете...», «Семь холмов, как семь колоколов...» (Из цикла «Стихи о Москве»), «Ма-ме». «Генералам двенадцатого года».

«Русь» (1906) — колдовская, таинственная земля. Лирический герой находится во власти ее сказочной красоты. Однако Русь страдает «Так — я узнал в моей дремоте/Страны родимой нищету,/И в лоскутах ее лохмотий/Души скрываю наготу», и поэт страдает вместе с ней. В образе России для Блока реализуется образ Вечной Женщины. «О, Русь моя! Жена моя...», чувство его к России — глубоко личное. Красота России у Блока носит дикий, необузданный характер, это красота «разбойная». Цикл «На поле Куликовом» как символ русской истории. Концепция судьбы России. Художественное своеобразие поэзии А.А. Блока: символика образов, музыкальность стиха.

Тексты: «Русь», «Россия», «На Куликовом поле» («Река раскинулась. Течет, грустит лениво...») и ^ др. по выбору.

47.

ТВОРЧЕСТВО А.А. БЛОКА.

ОБРАЗ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ В ЛИРИКЕ А.А. БЛОКА

2. Зак. 595

Краткий очерк жизни и творчества А.А. Блока: увлечение поэзией В. Жуковского, возникновение желания пересоздать реальный мир; знакомство с русской символистской поэзией; служба в армии и т.д. Влияние идей В. Соловьева на творчество А.А. Блока. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». 1 том «Трилогии вочеловеченья» А.А. Блока («Ante lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья»), Неоромантизм «младосимволис- тов» — младшие символисты: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок считали символ «окном в Вечность» (А. Белый), то есть земным выражением неземных истин. Неоромантизм — литературное направление внутри романтизма, ориентированное на выявление героических возможностей обычного человека, утверждение красоты мира, пропаганду активной жизненной позиции человека. Влияние философии Владимира Соловьева на Блока. Цикл стихотворений о Прекрасной Даме (1901-1902) был посвящен Л. Менделеевой (жене поэта). Но чувство, которым пронизаны стихотворения цикла, нельзя назвать земным. «Она» — «лучезарная», «сияющая», «золотая» (иконописные цвета; а также символ озарения, рассвета) входит в жизнь поэта и переворачивает его романтическое восприятие (со всеми традиционными образами: поэт, непонятый толпой, одиночка и проч.). Тон «Стихов о Прекрасной Даме» — молитвенный. Образ Дамы Блок воспринимает как образ Богоматери, он молится и служит ей. Он — раб и рыцарь. Цикл «Распутья» (1902-1904) — возвышенные и строгие мечты о Пре-

Родилась под Одессой, годовалым ребенком была перевезена на север — в Царское Село, где прожила до 16 лет. Училась в Царскосельской женской гимназии. В 1905 году родители расстались, до 1907 года Анна жила в Евпатории и в Киеве, где и окончила гимназию. Затем поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве, но не окончила («Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна, когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела» — А. Ахматова). В 1910 г. вышла замуж за Гумилева. «В 1910 году явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие — в акмеизм. Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов — Мандельштамом, Зенкевичем, Нарбутом — я L сделалась акмеисткой». Первый срсборник стихов «Вечер» — 1912 год. Вторая книга «Четки» — 1914 г. Книга «Белая стая» — 1917 год. Сборник «Подорожник» — 1921 г., книга «Аппо Domini» — в 1922 году. В 1941 году из блокадного Ленинграда Ахматова вылетела в Москву и затем в Ташкент, где пробыла до 1944 года, «...жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам». «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны» (цитаты: А Ахматова «Коротко о себе»).

<< | >>
Источник: Анисимова Т.Б.. Шпаргалка по литературе / Т.Б. Анисимова. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс,2012. — 122, [1] с.. 2012

Еще по теме 46. ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА:

  1. Поэзия 1840 х гг.
  2. "Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока
  3. "Серебряный век" русской культуры: предчувствие Апокалипсиса
  4. 4.2. Вячеслав Иванов и philosophia perennis  
  5. § 80 Знаки препинания при обособленных приложения
  6. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ: «СОГЛАСИЕ УМА И СЕРДЦА»
  7. ЧАСТЬ II. Санкт-Петербург с середины XIX по XXI вв.: история, поэтика, метафизика Тема 8. Петербург второй половины XIX века: Петер
  8. 46. ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
  9. Русский национальный язык XVIII-XIX веков
  10. о поэзии СОЧИНЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ. ПЕРЕВЕЛ, ИЗЛОЖИЛ II ОБЪЯСНИЛ Б. ОРДЫНСКИЙ. МОСКВА. 1854
  11. 3.1.2. В контексте «серебряного века» поэт Игорь Северянин был явле­нием неслучайным. В его творчестве нашли своеобразно
  12. 3.1.3. Драма жизни, трагедия — вот тот подлинный ключ, которым от­крывается тема Игоря Северянина в русской поэзии «серебряного века»