I 38. Л.Н. ТОЛСТОЙ «ЮНОСТЬ»
| «Юность» — часть автобиогра- I фической трилогии. Над первой частью трилогии («Детство») Тол- I стой начал работать на Кавказе. I Повесть была напечатана в 1852 , году в журнале «Современник».
I Повесть «Отрочество» была напе- | чатана в 1854 году, «Юность» — в і 1857 году. Уникальность повестей в том. что автор, пользуясь при- I емом тонкой психологической ха- I рактеристики. сумел увидеть про-- шедшие события глазами ребен- ' ка, а затем подростка, не стано- | вясь при описании на позицию і взрослого. Он как бы заново пережил свой детский опыт. Такой
I взгляд был открытием для лите- ! ратуры того времени. Герой три-
- логии Николенька Иртеньев среди I других героев повести. Подлинные | и мнимые ценности жизни героя, і Духовный конфликт героя с окружающей средой и самим собой,
I своими недостатками. Мастерство Ь и сила нравственного воздействия ^автора. Анализ главы «Comme ІІ ' faut» (XXI гл.). Проблема, постав- | ленная в главе. Публицистичность I главы. Приемы психологического . самоанализа героя (внутренние I монологи, преобладание описаний | и рассуждений над развитием дей- | ствия, диалоги, речевая характеристика) на материале текста гла- I вы «Я проваливаюсь». I Переживания героя, связанные I с переходным возрастом. Образ gt; юности как весны. Дружба — одна | из ценностей жизни.
39. А.П. ЧЕХОВ (1860-1904). ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
І
40. ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ А.П. ЧЕХОВА.
См. 10 класс, тема № 60.
Отец, дед и предки матери Чехова были крепостными (дед выкупил свою семью). Антон Чехов родился и до 1879 года жил в Таганроге, где отец его держал лавку и занимался торговлей. Разорившись, в 1876 году отец Чехова с семьей переезжает в Москву; после окончания гимназии туда же перебирается молодой Чехов. Он поступает на медицинский факультет университета, с 1880 года пишет юмористические рассказы в журнале «Стрекоза», с 1882 г — в журнале «Осколки».
Общественно- психологические проблемы, ставящиеся Чеховым в рассказах (психология «маленького человека», страх перед вышестоящими). Основная тема рассказов Чехова — жизнь обычных людей. Художественное мастерство Чехова: емкость художественной детали, четкость синтаксических конструкций, простота и ясность изложения, речь героев полностью соответствует их характерам; афористичность речи персонажей; наличие подтекста. Ранние юмористические рассказы А.П. Чехова. Эволюция от Чехова-юмориста к Чехову-сатирику.41. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА: БОГАТСТВО ПОИСКОВ И НАПРАВЛЕНИЙ
Рождение новых жанров и стилей. Советская литература. «Потаенная» литература. Литература русского зарубежья. Губительное воздействие цензуры на развитие литературы. Тенденция насильственного приведения литературы к единому методу — социалистическому реализму. Идейное единообразие. Художественное отражение и осмысление событий революции, гражданской войны, истории нашей родины. Конфликт творческой личности с тоталитарным государством. Цензура в литературе XX века.
42. ПОЭЗИЯ И .А. БУНИНА (1870-1953)
і
Влияние этического учения Л. Толстого. Встреча с Толстым в Москве. Первый юношеский сборник лирики. Участие в деятельности кружка «Среда». Поэтический сборник «Листопад» (отмечен академической премией им. Пушкина). Избрание почетным членом Российской академии наук. Увлечение путешествиями. Эмиграция. Вручение Нобелевской премии (1933). Традиции XIX века в лирике Бунина. Кровная связь с природой: богатство «красочных и слуховых ощущений» (А. Блок). Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота (лирика Бунина тяготеет к философским обобщениям смысла жизни, смерти, времени, течение которого не прекращается ни на минуту). Элегическое восприятие действительности (элегия — лирический жанр; печаль или философское размышление над проблемами жизни). Лирическое мастерство, красота и гибкость стиля.
Тексты: Крещенская ночь». «Ночь» («Ищу я в этом мире соче- танья..
»). «Одиночество». «Песня» («Я простая девка на баштане...»). «Последний шмель».Основные темы: тема России, тема любви, тема нового буржуазного мира (материальный и технический прогресс и утрата духовных ценностей), тема исторического времени, «вечные темы»: смысл бытия, жизнь и смерть.
См. также 11 класс, тема № 4.
44. МАКСИМ ГОРЬКИЙ.
«МАКАР ЧУДРА»
f
«Макар Чудра» — первый рассказ М. Горького, опубликованный в 1892 году. В основу положена легенда о людях, влюбленных в свободу. Легенда соотносится с мыслями цыгана Макара о свободе. Макар утверждает, что свобода — самое дорогое для человека. Герои легенды — Радда и Лойко Зобар. Они любят друг друга, но не могут расстаться со своей свободой. Радда не может подчиниться Лойко, сделать шаг ему навстречу, Лойко же отказывается поклониться Радце в ноги и убивает ее. Умирая, Радда благодарит возлюбленного — ведь если бы он пожертвовал ради нее своей внутренней свободой, то оказался бы недостойным ее любви.
Романтический рассказ. Основные идеи, утверждаемые Горьким: человек, обладающий внутренней свободой и силой, не должен замыкаться в себе; человек должен жить ради других людей, приносить пользу Самопожертвование, готовность к подвигу — черты положительных героев Горького.
Подвиг Данко не просто спас людям жизнь, он «осветил» ее (то есть Данко послужил примером для других). Охарактеризовать окружение Данко (люди трусливые и просто люди: склонные впадать то в оптимизм, то в хандру, подверженные настроениям, ждущие, что их поведут за собой, часто мелочные, несамостоятельные).