<<
>>

§ 160. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

Теория русской орфографии начала создаваться с середины XVIII в., ее основоположники — В. К. Тредьяковский и М. В. Ломоносов. Но реальное воздействие на орфографическую практику оказали во второй половине XIX в.

труды Я. К. Грота. Руководством для школы и для печати стала его книга «Русское правописание», вышедшая в 1885 г. и выдержавшая более 20 изданий. Я. К. Грот не реформировал правописание. Он лишь упорядочил его там, где не было единообразия.

Состояние орфографии требовало более радикальных изменений. В 1904 г. при Академии наук была образована орфографическая подкомиссия, куда вошли виднейшие лингвисты, она подготовила проект реформы. В несколько измененном виде этот проект был утвержден в мае 1917 г. Но лишь после Октябрьской революции реформа правописания была осуществлена. Декретами от 23 декабря 1917 г. и 10 октября 1918 г. новая орфография вводилась в школьное обучение и становилась обязательной для печати. Реформа исключила буквы ѣ, ѳ, і , букву ъ в конце слов и частей сложных слов (писали хлѣбъ, столъ, контръ-адмиралъ), заменила окончания -аго, -яго (добраго, синяго) на -ого, -его, установила формы на -ые, -ие, вместо форм женского и среднего рода на -ыя, -ия (писали старые дубы, но старыя липы) и др.

Решив многие важные для правописания вопросы, реформа не касалась частных вопросов, не устранила многих колеблющихся написаний. С начала 30-х гг. развернулась работа по упорядочению правописания. Результатом этого явились «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 г.— первый в русской истории официально утвержденный и обязательный для всех свод правил. Этот свод не был реформой правописания. Но упорядочение и унификация коснулись всех разделов правописания.

Вопрос d новом усовершенствовании орфографии был поднят в 1962 г. При Институте русского языка АН СССР была образована

Орфографическая комиссия, опубликовавшая в 1964 г. «Предложения по усовершенствованию русской орфографии». Комиссия исходила из того, что наше правописание не нуждается в коренном пересмотре, но имеет известные недостатки, которые осложняют изучение русского языка. В числе предложений комиссии были следующие: 1. Отменить букву ъ и оставить один разделительный знак ь: подъезд, объем, волеизъявление, адъютант, конъюнктура. 2. После ц писать и> а не ы: циган, циркуль, огурци, бледнолиций, сестрицин. 3. После ж, ч, іи, щ писать под ударением о, без ударения — е: жёлтый; жёлудь, чёрный, шёв, щёки; медвежёнок, ручёнка, смешён, окружённый, свежё, горячё; плечём, пращёй, жжёт, течёт; но желтеть, желудей, чернеть, щека, выжженный, ярче, сторожем, рощей, плачет. 4. После ж, ч, ш, щ писать ь только в качестве разделительного знака: рож, доч, мыш; стрич, выпеч; читаєш; отреж, спряч, спрячся; навзнич, сплош; лиш; но рожью, ночью. 5. В корнях -рост-, -лог-, -мок-, -плав-, -гар- писать безударные гласные в соответствии с ударной: ростй, ростёние, вбзрост (рост); предлогать, предполагать (предлог, полёжит), мокать (мок); плавёц, плавчиха (плавать); загарёть, загорелый (загар). 6. В корнях -зор- / -зар-, -скок-/-скак- без ударения писать о: зоря, зорнйца; скокать. 7. Отменить двойные согласные в иноязычных словах, не поддержанные произношением: асимиляция, диференциация, тенис.

8. Наречия писать слитно: безоглядки, воткрытую, дозарезу, набегу, порусски. Предусматривалось также упрощение написаний ряда суффиксов и окончаний, правил переноса, употребления прописных букв.

Эти предложения были глубоко продуманными и логичными. Многие из них привели бы к отмене написаний, противоречащих основному, фонематическому принципу орфографии, к упрощению написаний, основанных на традиционном принципе, к более четкому разграничению графики и орфографии. Но ясно, что, пока эти предложения не приняты, следует писать и учить писать по действующим в настоящее время правилам.

ЛИТЕРАТУРА

Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. 2-е изд.— М., 1976.

И ст р и н В. А. Возникновение и развитие письма.— М., 1965.

П а н о в М. В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии.— М., 1964.

Панов М. В. Занимательная орфография.— М., 1984.

Правила русской орфографии и пунктуации.— М., 1956.

СХЕМЫ РАЗБОРА СЛОВА

I. Лексический разбор:

1) Указать, мотивированное это слово или нет; 2) проанализировать лексическое значение слова: а) однозначное это слово или многозначное, б) данное значение первичное или вторичное (в основе переноса метафора или метонимия, синекдоха), в) прямое или переносное, г) свободное или несвободное (фразеологически связанное, синтаксически или конструктивно обусловленное); 3) привести, если можно, а) омонимы, б) синонимы, в) антонимы; указать их типы; 4) привести, если можно, паронимы, паро- номазы; 5) исконно русское это слово или заимствованное (откуда), отметить признаки, указывающие на происхождение слова; 6) слово активного или пассивного запаса (историзм, архаизм или неологизм языковой, авторский; указать тип); 7) сфера употребления слова: общенародное или диалектизм (указать тип), специальное (термин какой науки, общеизвестный или узкоспециальный; профессионализм какой профессии), жаргонное (какого жаргона); 8) стилистическая принадлежность и экспрессивная окраска: слово нейтральное, разговорное, просторечное или книжное (какой функциональный стиль или художественная речь). Во всех случаях аргументировать свой ответ.

II. Фонетический разбор:

1) Привести наиболее точную фонетическую транскрипцию; 2) охарактеризовать все звуки слова; 3) охарактеризовать слоговую структуру слова: на фонетической транскрипции вертикальными линиями обозначить места слогоразделов, отметив и возможные их варианты, пронумеровать слоги и указать их типы; 4) охарактеризовать словесное ударение: есть ли оно, одно или более, сильное или слабое, подвижное или неподвижное формообразовательное и словообразовательное; 5) найти слова с теми же морфемами, где бы обнаружились исторические чередования, объяснить их происхождение; 6) привести все орфоэпические варианты. Например: беспокоить — 1) [б’иэспаък06иэт’]; 2) [б*] —согласный губно-губной, смычный взрывной, шумный, звонкий, мягкий; [иэ] — гласный переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный, ре-

зовательное (беспокоить образовано от слова покои, ударение при этом осталось на прежнем месте); 5) в предлоге без, безо (без него, безо всего), от которого образована приставка без-/бес-, чередование (о)//нуль звука возникло в результате процесса падения редуцированных гласных N. [ь]: в древнерусском предлоге

безъ [ъ] в одних позициях исчезал, а в других изменялся в [о], так появлялся «беглый» гласный. Окончание неопределенной формы

глагола может выступать в виде - и -: беспокоить —

нести; это различие в фонемном составе окончания неопределенной формы возникло в результате редукции здесь до нуля конечного безударного [и]; в древнерусском языке — безпокоити\ 6) б[эИ]спо- кдить.

III. Фонематический разбор:

1) Привести фонетическую транскрипцию слова, отделив черточками одну морфему от другой и обозначив сверху тип морфемы; 2) под буквами фонетической транскрипции (а когда это необходимо, то и между ними) обозначить знаками ( +) и (—) сигнификативно сильные и слабые позиции; 3) для сигнификативно слабых позиций привести, где это возможно, слова с сигнификативно сильными позициями в тех же морфемах; 4) написать фонемную транскрипцию слова; 5) над буквами фонетической транскрипции (а когда это необходимо, то и между ними) обозначить знаками ( + ) и (—) перцептивно сильные и слабые позиции. Например:

281

282

<< | >>
Источник: Л.Л. Касаткин, Л.П. Крысин, М.Р. Львов, Т.Г. Терехова. Русский язык. Учеб, для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. Фонетика. Графика и орфография / Л. Л. Касаткин, Л. П. Крысин, М. Р. Львов, Т. Г. Терехова; Под ред. Л. Ю. Максимова.— М.: Просвещение,1989.— 287 с.. 1989

Еще по теме § 160. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ:

  1. ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПОДГОТОВКИ И ИЗДАНИЯ «НЕКРОПОЛЕЙ» МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА
  2. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН[112]
  3. Указатель слов к разделу «Орфография»
  4. Примечания.
  5. РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА*
  6. «ГОРЕ ОТ УМА» КАК ПАМЯТНИК РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ*
  7. ПЕРЕПИСКА
  8. Из истории полемики вокруг седьмой главы «Евгения Онегина»
  9. УКАЗАТЕЛЬ СЛОВ К РАЗДЕЛУ «ОРФОГРАФИЯ»
  10. МУЗЫКА РЕЧИ. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЛОВО В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМ ОСВЕЩЕНИИ.
  11. ТРУДЫ томской ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
  12. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  13. § 26. СЛИТНЫЕ, ДЕФИСНЫЕ И РАЗДЕЛЬНЫЕ НАПИСАНИЯ
  14. Содержание
  15. § 160. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
  16. ОГЛАВЛЕНИЕ
  17. § 3. Становление советского варианта украинизации (1923-1925 гг.)
  18. § 9 Украинизация в период «развернутого наступления социализма по всему фронту» (1928-1932 гг.)
  19. ПРИМЕЧАНИЯ